Центральный институт авиационного
моторостроения имени П.И. Баранова
Rus
<< Назад

15 марта 1902 года родился Тигран Меликсетович Мелькумов

1902 год

15 марта 1902 года родился Тигран Меликсетович Мелькумов

15 марта 1902 года родился выдающийся ученый, специалист по двигателям, начальник ЦИАМ им. П.И. Баранова с 1947 по 1952 год - Тигран Меликсетович Мелькумов. 

Тигран Меликсетович родился в 1902 году. Его семья рано лишилась отца, мать одна вырастила троих сыновей и дала им образование. В 1919 году Тигран Меликсетович окончил гимназию и вступил в ряды Красной Армии. После завершения гражданской войны и демобилизации в 1923 году поступил в Бакинский политехнический институт, по окончании которого остался в нем работать ассистентом кафедры двигателей внутреннего сгорания. Одновременно работал инженером-конструктором в проектном бюро ВСНХ.

Уже в качестве видного специалиста по тепловым двигателям в 1932 году Тиграна Меликсетовича пригласили в Москву на должность начальника моторного отдела в Научно-исследовательский институт Гражданского воздушного флота. Одновременно он начал педагогическую деятельность в Военно-воздушной академии им. проф. Н.Е. Жуковского и в 1935 году стал кадровым преподавателем академии. В 1937 году после защиты диссертации Т.М. Мелькумову была присуждена ученая степень кандидата технических наук.

Работая в НИИ ГВФ, в 1937 году Тигран Меликсетович приступил к разработке авиационного дизеля малой мощности. Это был четырехтактный, пятицилиндровый звездообразный дизель с воздушным охлаждением – двигатель Д-II с оригинальной системой газораспределения. Двигатель прошел официальные испытания, но по ряду причин, не зависящих от автора проекта, в серийное производство запущен не был.

В 1940 г. Т.М. Мелькумову была присуждена ученая степень доктора технических наук и звание профессора. В том же году он был назначен начальником кафедры теории авиационных двигателей ВВА им. Н.Е. Жуковского. В академии им. Н.Е. Жуковского он проработал до 1969 года. Там им была создана лаборатория двигателей, носящая с 1977 года его имя.

В период Великой Отечественной войны Т.М. Мелькумов был командирован на фронт для разрешения проблем, возникающих при эксплуатации различных авиадвигателей, и проведения научных экспериментов. За эту работу в 1943 году он был удостоен государственной награды.
В 1946 году Тигран Меликсетович был назначен первым заместителем начальника ЦИАМ по научной части, а в 1947 – начальником ЦИАМ. Период его деятельности в ЦИАМ был трудным и насыщенным важнейшими событиями в жизни Института. В то время завершался переход Института на тематику, связанную с реактивными двигателями, ЦИАМ эволюционировал из проектно-конструкторского института, каким он в основном был до Великой Отечественной войны, в научно-исследовательский. Необходимо было провести реорганизацию ЦИАМ, переквалификацию сотрудников, создать новую экспериментальную базу для проведения исследования натурных реактивных двигателей и их элементов. По инициативе Т.М. Мелькумова в 1947-1948 гг. был создан ряд новых тематических лабораторий, связанных с исследованиями реактивных двигателей и их элементов. Существовавшие к тому времени в ЦИАМ лаборатории были переориентированы на решение новых задач, стоящих перед Институтом.

Осуществляя крупную организационную перестройку ЦИАМ, Тигран Меликсетович много внимания уделял методическим вопросам и результативности исследований. Он требовал от научных работников четкого формулирования задач, методов их решения, анализа комплекса вопросов, связанных с решением поставленной задачи, конкретных выводов и рекомендаций для промышленности.

В 1949 г. под руководством Т.М. Мелькумова были выполнены крупные исследования, в ходе которых была выявлена перспективность разработки ТРД с форсажными камерами. По инициативе Тиграна Меликсетовича в содружестве с ОКБ им. А.И. Микояна были начаты исследования форсажных камер, завершившиеся созданием в ОКБ В.Я. Климова первого отечественного ТРДФ – двигателя ВК-IФ.

За проведение исследований и разработку компрессоров для ГТД, за оказание технической помощи ОКБ Т.М. Мелькумову и сотрудникам лаборатории компрессоров была присуждена Государственная премия.
В 1949 году Мелькумов, академики М.В. Келдыш, Л.И. Седов, главный конструктор А.М. Люлька обратились в ЦК ВКП (б) с письмом о необходимости ускорить создание экспериментальной базы института. Постройка новых образцов ТРД сильно тормозилась из-за отсутствия в ОКБ высотной экспериментальной базы для их доводки. Именно при Мелькумове неподалеку от подмосковного города Лыткарино началось строительство Национального экспериментально-исследовательского комплекса для испытаний всех создаваемых в ОКБ двигателей и их основных элементов в имитированных высотно-скоростных условиях полета. В 1955 году крупнейший в Европе испытательный комплекс вошел в строй.

В 1968 году коллективу работников ЦИАМ, принимавших активное участие в создании НИЦ ЦИАМ и в исследованиях двигателей на высотных стендах, была присуждена Государственная премия. В числе ее лауреатов был и Тигран Меликсетович.

Т.М. Мелькумов – автор 79 научных работ, охватывающих все типы авиационных двигателей, и известной монографии «Теория быстроходного дизеля», переведенной на ряд иностранных языков. За серию работ по охлаждению ЖРД криогенными жидкостями Т.М. Мелькумову и его сотрудникам в 1964 году была присуждена премия им. Н. Е. Жуковского. Тигран Меликсетович был награжден четырьмя орденами Советского Союза и медалями.