Центральный институт авиационного
моторостроения имени П.И. Баранова
Rus
<< Назад

23 октября 1953 года. Основание НИЦ ЦИАМ

1953 год

23 октября 1953 года.  Основание НИЦ ЦИАМ

Национальный центр испытаний

В 1953 г. в истории института произошло важнейшее событие: организован филиал ЦИАМ, испытательная база в подмосковном Лыткарино, которая с годами превратилась в крупнейший в Европе экспериментальный комплекс авиационных двигателей – Научно-испытательный центр (НИЦ) ЦИАМ. Его первым начальником стал Л.Р. Гонор. Днём рождения НИЦ ЦИАМ принято считать начало строительство в 1953 г. Центральной высотной установки (ЦВУ). Впрочем, подготовительные работы для её создания начались гораздо раньше.

Ещё в 1937 г. сотрудники ЦИАМ А.Е. Плотников и Н.С. Крутиков были направлены во Францию и США с целью заказа оборудования высотных установок для испытаний поршневых моторов. Но и зарубежная экспериментальная база была в то время слабой. Нужное ЦИАМ оборудование появилось в США только в 1942 году, поэтому в Советском Союзе проверка высотных характеристик новых моторов осуществлялась лишь эпизодически в высокогорных условиях Памира. Для этого в 1938 и 1939 гг. организовывались экспедиции с участием специалистов ЦИАМ В.Р. Левина и А.И. Толстова.

Для решения проблемы в 1941 г. накануне Великой отечественной войны, в 1941 году, Совнарком СССР разрешил Мособлисполкому произвести изъятие земельного участка общей площадью 20 га в Раменском районе Московской области на нужды строительства испытательной базы ЦИАМ. Война помешала реализации этих планов. Лишь в 1947 г. вопрос о создании экспериментальной базы вернулся в повестку дня, в связи с чем сотрудники ЦИАМ А.А. Шевяков и А.Е. Плотников разработали основные требования для производства на заводах ЧССР оборудования высотных установок, обеспечивающих испытания уже реактивных двигателей.

В 1949 г. академики М.В. Келдыш, Л.И. Седов, главный конструктор А.М. Люлька и начальник ЦИАМ Т.М. Мелькумов обратились в ЦК ВКП(б) с письмом о необходимости ускорить создание экспериментальной базы института, в результате чего вышло Постановление Совмина СССР о строительстве ЦВУ в Московской области. Прошёл год, и Т.М Мелькумов снова пишет, теперь уже в правительство, что решение о строительстве ЦВУ не выполняется.

В 1950 г. Специальное технологическое бюро ЦИАМ (СТБ-40) под руководством А.А. Шевякова завершает проект ЦВУ, но только в 1952 г. А.Е. Плотников, возглавивший СТБ-40, и новый начальник ЦИАМ М.Л. Кононенко выезжают в ЧССР для приёмки заказанного на заводе ЧКД (Прага) оборудования. В 1953 г. началось строительство, но лишь в 1955 г. вступил в строй первый высотный стенд Ц-2, на котором начались испытания двигателя-рекордсмена НК-12.

В первые годы НИЦ позволял испытывать двигатели только для дозвуковых самолётов с высотностью до 15 км и тягой до 10 тс. Имитация больших скоростей полёта (подогрев воздуха на входе) не предусматривалась. Но благодаря заложенным в проекте резервам площадей и мощности электроснабжения удалось в относительно короткие сроки решить задачу расширения параметров отсоса газа и подогрева воздуха. Этим были созданы условия для испытания двигателей для сверхзвуковых летательных аппаратов. К середине 60-х годов реконструкция стендов обеспечила исследования и доводку двигателей с тягой до 20 тс на бесфорсажных и форсажных режимах. Был разработан специальный стенд с электродуговым подогревом воздуха для исследования моделей гиперзвуковых летательных аппаратов.

С началом испытаний двухконтурных двигателей потребовалось значительное увеличение расхода холодного воздуха. Кроме того, в начальный период испытания проводились только при работе двигателя на установившихся режимах, но к началу 80-х годов потребовались исследования и на переходных режимах, имитирующих взлёт, посадку и манёвры летательного аппарата.

Эти и многие другие сложные задачи испытаний находили решение только при комплексном подходе: развитии технических параметров высотно-компрессорной станции и стендов, разработке средств и методов регулирования процессов, развитии средств и методов измерения параметров, разработке технологии и методик испытаний.

Одной из наиболее сложных задач являлся отвод от высотных стендов выхлопных газов, имеющих высокую температуру при давлении ниже атмосферного. Для этого во второй половине 80-х гг. ЦИАМ совместно с ЧКД был создан уникальный высокопроизводительный эксгаустер «Ангара».

С 1992 г. происходит изменение экономической политики страны. Условия существования и критерии эффективности работы института кардинально меняются. Резко сократился объем заказов на испытания, изменилась структура заказов, возросли требования к энергосбережению и, одновременно, к качеству, информативности испытаний. Основательно перераспределился рейтинг актуальности и востребованности разных видов испытаний в зависимости от изменчивой конъюнктуры российского и международного рынка услуг по испытаниям авиадвигателей.

НИЦ ЦИАМ оснащается оборудованием для обеспечения актуальных видов испытаний. Создан уникальный стенд для биротативных компрессоров двигателей сверхбольшой степени двухконтурности. Появилась уникальная заглушенная камера для исследования шума компрессоров. Построен стенд для автономных исследований малоразмерных камер сгорания или отсеков камер сгорания, работающих на любых видах топлива при давлениях до 50 атм.

Под руководством начальника отдела систем двигателя А.Н. Антонова проведена модернизация нескольких высотных стендов НИЦ и московской площадки для проведения сертификационных испытаний авиатехники в сложных климатических условиях: обледенение, град, ледяные кристаллы. Подготовлены стенды, обладающие новыми экспериментальными возможностями: испытания авиадвигателей на огнестойкость, на устойчивость к попаданию птиц, на надёжность запуска в высотных условиях.

Сегодня уникальное оснащение позволяет НИЦ ЦИАМ проводить исследования любой сложности. Возможности Центра востребованы в таких важнейших проектах, как, например, создание двигателя ПД-14 для будущего российского лайнера МС-21, двигателей для гиперзвуковых ЛА. А главное, НИЦ ЦИАМ остаётся одним из немногих мировых центров, способных обеспечить опережающее развитие технологий для создания двигателей 6-го поколения и на более далёкую перспективу.

По материалам юбилейной книги «85 лет ЦИАМ»