Центральный институт авиационного
моторостроения имени П.И. Баранова
Rus
ТБК Ц 5-4 (2).jpg
Одними из наиболее ответственных узлов газотурбинных двигателей являются компрессоры низкого и высокого давлений. Сложность организации автономных испытаний компрессоров заключается в том, что помимо газовоздушного контура стенда, где снимаются характеристики испытуемого объекта, необходимо иметь мощнейший силовой привод, раскручивающий компрессор до нужной частоты вращения. 
Универсальный компрессорный стенд Ц-3 - один из флагманов экспериментально-исследовательской базы ЦИАМ - позволяет решить данную задачу.
Уникальный силовой привод стенда, состоящий из двух газовых и одной воздушной турбины суммарной мощностью до 37 МВт, мультипликатора, рассчитанного на передачу крутящего момента мощностью до 70 МВт, валопроводов и отдельных технологических систем, обеспечивает максимальную универсальность стенда. На нем можно испытывать объекты различных назначений, размерностей и схем так, например, одно и двух контурных, одно и двухвальных, а также изделий с биротативным вращением роторов.
Исследования, проводимые на стенде Ц-3, обеспечивают не только определение аэродинамических характеристик компрессоров и их элементов, но и  точное определение границы потери газодинамической устойчивости, а также запасов  устойчивости к возникновению автоколебаний лопаточных венцов. Все эти  исследования проводятся как в условиях «гладкого» входа имитирующего воздухозаборник самолета, так и с  созданием эксплуатационной неоднородности потока воздуха на входе, возникающей, например при маневрах самолета.
На стенде Ц-3 впервые не только в России, но и в Европе были проведены испытания двухконтурных вентиляторов для двигателей НК-8 и Д-20П.

Схема силового привода стенда Ц-3 позволяет испытывать  следующие типы компрессоров:
- одноконтурные и двухконтурные;
- одновальные и двухвальные;
- вентиляторы с подпорными ступенями;
- биротативные объекты с противоположным вращением роторов.

Конструкция стенда позволяет получать полную достоверную информацию об исследуемых компрессорах, включая определения точной реальной границы газодинамической устойчивости.