Центральный институт авиационного
моторостроения имени П.И. Баранова
Rus

Стенд Ц-1А

DSC_0333.JPG

Стенд предназначен для испытаний турбореактивных и турбореактивных двухконтурных двигателей, большой степени двухконтурности в высотно-скоростных и климатических условиях (в том числе в условиях обледенения) и для испытаний силовых установок летательных аппаратов с обдувом носка воздухозаборника сверхзвуковым потоком. На стенде Ц-1А, в частности, проводился большой объем работ по доводке силовой установки сверхзвукового пассажирского лайнера ТУ-144.
Уникальный по своим возможностям стенд использовался для испытаний двухконтурных двигателей большой размерности: зарубежного двигателя пятого поколения, двигателей ПС-90А, Д-36, Д-436-Т1, Д-30 КУ и др.
В декабре 2015 года на стенде Ц-1А начались натурные испытания турбореактивного двухконтурного двигателя ПД-14 для перспективного российского авиалайнера МС-21. В ходе испытаний в термобарокамере НИЦ были смоделированы заданные условия полета на высоте 11 000 метров при числе Маха полета Мп=0,8. Для обеспечения испытаний первого отечественного гражданского авиадвигателя пятого поколения уникальная высотно-компрессорная станция и комплекс холодильно-осушительных машин НИЦ, в указанных выше условиях, обеспечили подачу охлажденного и осушенного воздуха в термобарокамеру в количестве 210 кг/с.
Стенд оснащен системой обводнения потока, что позволяет проводить испытания по программе исследования обледенения. На стенде проводились уникальные испытания в условиях имитации полетных режимов обледенения ряда элементов планера самолета и вертолета.
Ц-1А является единственным в мире стендом, предназначенным для проведения, как научных исследований, так и сертификационных испытаний двигателей на соответствие нормативным требованиям России (АП-33), США (FAR-33) и Европы (CS-E).
С 1961 года на стенде было испытано более 120 изделий.