Центральный институт авиационного
моторостроения имени П.И. Баранова
Rus
Array
(
    [0] => Array
        (
            [TEXT] => В Росиии
            [LINK] => /partners/in-russia/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 0
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [1] => Array
        (
            [TEXT] => За рубежом
            [LINK] => /partners/abroad/
            [SELECTED] => 1
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 1
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

)

Agile

Agile

AGILE (Aircraft 3rd Generation MDO for Innovative Collaboration of Heterogeneous Teams of Experts) 

Международный проект посвящен многодисциплинарной оптимизации летательных аппаратов (ЛА) в рамках инновационного сотрудничества специалистов различного профиля. Ученым предстоит разработать третье поколение MDO-систем многодисциплинарной оптимизации. Основной целью проекта является создание распределенной среды коллективного проектирования самолета и его силовой установки, призванной объединить и автоматизировать работу разнородных групп экспертов. С помощью этой среды будут объединены отдельные программные и инструментальные средства, установленные на рабочих местах специалистов разного профиля, что позволит им вести совместное проектирование ЛА. По предварительным оценкам, создание подобной системы позволит на 40% ускорить решение проблем оптимизации параметров ЛА.

Проект стартовал 1 июня 2015 г. в рамках Восьмой рамочной программы Европейского союза по развитию научных исследований и технологий "Горизонт 2020". В проекте, рассчитанном на три года, участвуют 18 организаций, в числе которых DLR (Германия), Alenia (Италия), Bombardier (Канада), EADS (ЕС), Fokker (Нидерланды), ONERA (Франция). Координатором проекта AGILE является Институт воздушно-транспортных систем, входящий в Немецкий центр авиации и космонавтики DLR. Россию в проекте представляют ЦИАМ и ЦАГИ. 

На первом этапе создание и отработка системы ведутся на примере регионального самолета традиционной схемы, требования к которому задаст компания Bombardier (Канада). Затем участники перейдут к оптимизации проектов перспективных ЛА.

"Одна из особенностей перспективных ЛА - это большая степень интеграции систем ЛА, например, двигателя и планера, - рассказывает руководитель работ по проекту AGILE в ЦИАМ Артур Мирзоян. - Появляется необходимость разрабатывать их не по отдельности, в проектах разных КБ и организаций, как это практиковалось ранее, а совместно, через общую вычислительную среду с унифицированным интерфейсом и единым алгоритмом действий. В результате появится возможность быстрее находить оптимальные решения не с точки зрения отдельных систем, а оптимальности всего ЛА в целом. В проекте предусмотрено предварительное исследование шести схем перспективных самолетов, таких как гибридное "летающее" крыло с распределенной силовой установкой (ЦИАМ отвечал за эту схему в предыдущем проекте DisPURSAL 7-й рамочной программы ЕС), самолет с "подпорками", самолет с коробчатым крылом, самолет с перспективным ТВД и др.".

Особенность системы, создаваемой в рамках проекта AGILE, - использование инструментальных средств с открытым кодом, что и должно обеспечить реальное взаимодействие программ и экспертов без лицензионных ограничений.

Еще одной целью проекта является организация так называемой базы знаний (knowledge base). Представители DLR особо подчеркивают важность вклада ЦИАМ - единственной, среди участников AGILE, организации с компетенцией в области двигателестроения. На этапе отработки системы на самолете традиционной схемы стоит задача провести валидацию получаемых результатов с точки зрения оптимальности параметров двигателя, что входит в сферу ответственности ЦИАМ. Кроме того, ЦИАМ обладает собственной системой оптимального согласования параметров планера самолета и двигателя, опыт разработки которой будет использован в проекте.