Центральный институт авиационного
моторостроения имени П.И. Баранова
Rus

ESPOSA

ESPOSA

«ESPOSA» (Efficient Systems and Propulsion for Small Aircraft) 

Проект 7-й генеральной программы Европейского Союза нацелен на исследование и разработку технологий для силовых установок в области малой авиации и включает конструирование и производство компонентов двигателя (компрессора, турбины, камеры сгорания), разработку систем двигателя (системы управления, смазки, топлива) и также определение методики монтажа двигателя в малые самолеты. Проект охватывает 42 партнеров из 15 стран - 20 промышленных предприятий, 12 научно-исследовательских институтов и 10 университетов.  

Спектр выполняемых работ включает в себя:

- разработку и интеграцию ключевых технологий для ряда малоразмерных ГТД и связанных с ними систем с целью обеспечения производителей самолетов улучшенным набором современных силовых установок и повышения уровня их готовности к интеграции в самолет;  - повышение характеристик ключевых элементов двигателя с помощью новых систем контроля двигателя, мониторинга рабочего состояния и интегрированных систем;

- взаимодействие силовой установки и планера с учетом конфигурации самолета.

В рамках проекта «ESPOSA» специалисты ЦИАМ:

- исследовали тепловое состояние перспективного центробежного компрессора с оптимизацией его выходной системы и системы измерения зазоров;

- выполнили нестационарные 3D расчеты вязкого течения в малой охлаждаемой ТВД,  численную CFD оптимизацию межтурбинного канала, верификацию CFD расчетов по результатам испытаний линейной решетки профилей лопаток и малоразмерной турбины; 

- выполнили проектирование, численное моделирование и изготовление  воздушной форсунки камеры сгорания (КС) двигателя малой мощности и испытательных стендов для сектора RQL КС и полной круговой JETISandRQL КС, а также проверку спроектированной КС в условиях эксплуатации двигателя;

- провели испытания с имитацией высотно-скоростных условий базового двигателя ВЕ1 мощностью 240 л.с., разработанного фирмой PBS (Чехия) и предназначенного для использования на летательных аппаратах, производимых фирмами Evektor (Чехия) и Maraganski-Moslowski (Польша).

На заключительном этапе работ в термобарокамере высотного стенда ЦИАМ были проведены испытания базового двигателя ВЕ2 мощность 650 л.с., разработанного ГП «Ивченко-Прогресс» (Украина). Цель испытаний – определение основных данных и высотно-скоростных характеристик двигателя, проверка работоспособности систем автоматического управления и смазки, оценка пусковых свойств и газодинамической устойчивости двигателя,  проверка отсутствия вибрационного горения в камере сгорания. Двигатель ВЕ2 предполагается использовать на летательных аппаратах, производимых фирмами  Evektor (Чехия), Grob Aircraft (Германия), Maraganski-Moslowski (Польша), Winner Helicopter (Австрия), ILOT (Польша), Piaggio (Италия), участвующих в проекте ESPOSA.