Центральный институт авиационного
моторостроения имени П.И. Баранова
Rus
Технологии лидерства

Технологии лидерства

3 Декабря 2015

– 3 декабря 2015 года ЦИАМ отмечает свое 85-летие. Какую роль, по вашим оценкам, играет институт в инновационном развитии авиационного двигателестроения?  

– В нашей стране на протяжении многих лет ЦИАМ вместе с ведущими авиационными научными институтами и двигателестроительными КБ непрерывно и эффективно обеспечивал достижение высоких уровней технического совершенства двигателей. Так было в 30-е гг. XX в., когда в ЦИАМ был создан самый мощный на тот момент авиадвигатель СССР М-34, а конструкторы, работавшие в институте, возглавили большинство авиадвигательных ОКБ. Так было в 40-е гг., когда освоенная под руководством В.Я. Климова, работавшего в ЦИАМ, технология изготовления поршневых двигателей М-100 быстро развивалась и в ходе Великой Отечественной войны было достигнуто не только количественное, но и качественное превосходство советских моторов над немецкими.  
Для эффективной и успешной работы авиадвигателестроения необходимо, чтобы все части известной триады – НИИ, КБ и серийные заводы – непрерывно и эффективно занимались своим делом. Нельзя эту сбалансированную систему деформировать, например, выделяя средства только на подготовку и организацию производства или только на опытно-конструкторские работы в КБ. Только в случае если система будет работать слаженно и организованно, двигателестроение будет иметь успех. 
Во всем мире на НИР по авиационным двигателям идет не менее 25% от общего объема финансирования создания авиационного НТЗ, а у нас, особенно в конце 2000-х гг., эта доля снизилась менее чем до 10%. Именно поэтому мы считаем очень актуальным недавний доклад вице-премьера Дмитрия Олеговича Рогозина президенту РФ с предложением по приоритизации работ по двигателестроению. Принято очень важное для двигателистов решение, даны соответствующие поручения, и надо работать над их выполнением.

– ЦИАМ – головная научная организация авиационного двигателестроения. Это интуитивное историческое понятие?

– Все авиационные двигатели, разрабатываемые отечественными конструкторскими бюро, проходят через ЦИАМ, который обеспечивает научно-техническое сопровождение разработки авиадвигателей и проведение их специальных испытаний в ходе ОКР. Особенность института состоит в том, что, помимо проведения комплексных фундаментальных и прикладных исследований в области двигателестроения, он разрабатывает и поддерживает нормативно-правовую базу, правила и стандарты создания двигателей.
В октябре 2010 г. Правительство России утвердило список ведущих по направлениям научно-исследовательских организаций, куда вошел ЦИАМ как ведущая организация по авиационному двигателестроению. А в 2011 г. решением правительства Институт отнесен к первой категории – научные организации – лидеры.

– Какие цели преследует создание НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»?

– В зарубежных странах – лидерах авиастроения развитию авиационной науки и созданию новых технологий уделяется внимание на государственном уровне. Например, координацией НИР в США занимается NSTF при администрации президента США. Аналогичную политику через ACARE проводит и Европа. В связи с ужесточением требований, предъявляемых к перспективным образцам авиационной техники со стороны заказчиков, и в условиях финансовых ограничений необходимо координировать направления разработки опережающего научно-технического задела для ее создания. Для этого и организуется НИЦ имени Н.Е. Жуковского.
Мы надеемся, что в союзе с другими ведущими научными организациями авиационной отрасли нам будет легче строить скоординированную политику не всегда простых взаимоотношений с промышленностью.

– Как сегодня осуществляется взаимодействие ЦИАМ с промышленностью?

– В рамках ОКР ЦИАМ участвует во всех этапах проектирования двигателя, инженерных испытаний и доводки его узлов, включая большой комплекс прочностных испытаний, проводит уникальные испытания газогенераторов и двигателей в термобарокамерах (ТБК) высотных стендов с имитацией реальных полетных условий, что невозможно на наземных стендах ОКБ. В то же время ЦИАМ выполняет роль государственного эксперта, выпуская заключения по всем основным этапам ОКР. ЦИАМ с 2000 по 2008 г. при очень ограниченном финансировании с участием «Авиадвигателя», СНТК имени Н.Д. Кузнецова, ММПП «Салют» готовил НТЗ для ПД-14, что позволило в рекордные для нашей страны сроки создать демонстрационный газогенератор (полтора года) и двигатель-демонстратор (три года). С 2009 г. НТЗ для ПД-14 создавался уже при головной роли предприятий АО «ОДК» и активном участии ЦИАМ.
Намечены высотные испытания двигателя ПД-14 в ТБК Научно-испытательного центра ЦИАМ. Программой работ предусмотрены испытания на разгонном стенде на обрыв лопатки вентилятора ПД-14. ЦИАМ принимает участие в работах по всем узлам и системам ПД-14.
Институт проводит большой объем и других работ по договорам с предприятиями отрасли, например, работает над формированием облика перспективных ТРДД большой тяги (30–35 тс) и отрабатывает критические технологии для них, проводит работы по определению облика вертолетного ГТД и отработку критических технологий для этого двигателя с широким применением композиционных материалов.

Фото к интервью Бабкина.jpg

– Расскажите о вкладе ЦИАМ в разработку ПД-14.

– ПД-14 – первый отечественный двигатель 5-го поколения. Этот двигатель является базовым для целого семейства двигателей в диапазоне взлетной тяги от ~9 до ~18 тс. Фактически именно с этого двигателя началось переоснащение отрасли. ПД-14 создается в чрезвычайно сжатые сроки. Это крайне напряженная работа. Ведь долгое время НТЗ для ПД-14 не создавался вообще или создавался за счет привлеченных средств.
ЦИАМ и ЦАГИ сформировали ТЗ на новый двигатель как объект создания НТЗ. Вместе с ОКБ ЦИАМ определил для него два базовых облика: один с прямым приводом вентилятора, второй – с редукторным. Для двух этих обликов были определены критические технологии, ключевые узлы и элементы. Институт совместно с ОАО «Авиадвигатель» инициировал создание малошумного вентилятора с широкохордными лопатками рабочего колеса, малоступенчатого компрессора высокого давления, малоэмиссионной камеры сгорания и других, а также математической модели для САУ FADEC. От проектного уровня мы перешли к демонстраторам узлов и вышли в отдельных случаях на 4-5-й уровень технологической готовности.
Если говорить о вкладе ЦИАМ, то приведу только два примера. Институтом была разработана малошумная и высокоэффективная вентиляторная лопатка сложной аэродинамической формы. В результате прирост КПД по сравнению с вентиляторной ступенью ПС-90 составил 4,5%.
В настоящее время в двигателе ПД-14 применяется вентилятор с пустотелыми титановыми рабочими лопатками, но на перспективу для снижения веса вентилятора в ЦИАМ создается задел для применения лопаток и корпуса вентилятора из легких композиционных материалов.
Еще пример: компрессор высокого давления ПД-14 состоит из 8 ступеней, а в ПС-90, для сравнения, – 13, при той же суммарной степени сжатия. Институт принимал активное участие  в реализации данного конструктивного решения.  

– Институт располагает крупнейшей в Европе испытательной базой. Есть ли планы по ее развитию?

– Основная часть испытательной базы института сосредоточена в Научно-испытательном центре ЦИАМ в подмосковном г. Лыткарино.
В последние годы в НИЦ ЦИАМ был модернизирован стенд для исследования процессов горения при сверхзвуковых скоростях полета, который позволил испытывать крупномасштабные модели ГПВРД, интегрированные вместе с элементами летательных аппаратов. Был также создан стенд для исследования акустических характеристик моделей однорядных и биротативных вентиляторов. В связи с ужесточением требований ИКАО по работе двигателя в условиях обледенения, особенно образования кристаллов в облаках, усовершенствованию был подвергнут стенд по исследованию процессов обледенения. В последние годы проведено существенное обновление базы для проведения прочностных исследований образцов материалов, а также разгонных стендов.
Текущая модернизация, как видите, идет, но для испытаний перспективных двигателей 6-го поколения, конечно, требуется серьезно переоснащать базу с точки зрения повышения параметров технологических систем. Для двигателей большой тяги – более 30 тс – потребуется существенная модернизация экспериментальной базы.
Есть федеральная целевая программа, в рамках которой выделяются существенные средства на развитие этой уникальной базы. И все же для ее поддержания в работоспособном состоянии приходится ежедневно напрягать все силы института.

– Расскажите о «демографии» ЦИАМ.

– По состоянию на 31 июля 2015 г. численность работников ЦИАМ составляла 2625 человек. Рост численности сотрудников по сравнению с 2013 г. составил 5,6%. Средний возраст работников на конец 2013 г. – 50,4 года, на конец 2014 г. – 48,8 года и на 31 июля 2015 г. – 48,7 года, т.е. средний возраст имеет тенденцию к уменьшению.
В институте происходит стабильный рост заработной платы. Средняя заработная плата у научных работников – исследователей за первые шесть месяцев 2015 г. составляет 68 257 руб. В сравнении с 2013 г. средняя заработная плата работников института выросла на 11%.

– Российских ученых часто критикуют за недостаточное число публикаций, докладов на международных конференциях, патентов. Можно ли оценить производительность труда ученых ЦИАМ?

– Общее число публикаций ученых ЦИАМ в РИНЦ (по данным за ноябрь 2015 г.) – 2227. Суммарное число цитирований публикаций – 4337; h-индекс (индекс Хирша) – 22, g-индекс – 30, i-индекс – 8.
Приведу также данные по количеству патентов, полученных в 2014 г. предприятиями отрасли. Больше всего патентов зарегистрировано предприятиями отрасли НПО «Сатурн» – 48. ЦИАМ на втором месте – 37 патентов. ЦАГИ на третьем – 27. В 2015 г. по состоянию на 12 августа на первом месте Крыловский центр – 28 патентов. ЦИАМ и ВИАМ зарегистрировали по 27 патентов. ЦАГИ – 26. Что еще важно: наши патенты востребованы. Из 37 патентов ЦИАМ 2014 г. три награждены дипломами Федеральной службы интеллектуальной собственности в номинации «100 лучших изобретений России». В целом сейчас используются 122 патента ЦИАМ. 
Впрочем, недопустима абсолютизация значений формально устанавливаемых «наукометрических показателей». В любом случае наши взаимоотношения с промышленностью, как уже говорилось выше, не ограничиваются патентами и тем более публикациями.

– Какую роль играет для ЦИАМ международное сотрудничество?

– На основе двусторонних научно-технических связей институт имеет сложившиеся отношения с ведущими авиационными мировыми научно-исследовательскими центрами. С 2005 г. институт принимает участие в проектах рамочных программ Европейского сообщества. В настоящее время в области авиадвигателестроения ЦИАМ – партнер в нескольких значимых международных кооперационных проектах, финансируемых Европейской комиссией в рамках 7-й Рамочной программы Европейского союза.
Работы ЦИАМ признаны не только среди российских конструкторских бюро, но и в мировом научном сообществе.