Центральный институт авиационного
моторостроения имени П.И. Баранова
Rus

Михаил Гордин: "Сегодня специалисты института ведут исследования по формированию облика двигателей 2025–2030 гг. и технологиям прорывного характера"

21 Июля 2017

Интервью генерального директора ЦИАМ Михаила Гордина изданию Show Observer

— Михаил Валерьевич, вы возглавили ЦИАМ в декабре 2016 г. Какие цели сейчас преследует институт в составе НИЦ "Институт им. Н. Е. Жуковского"?

— В зарубежных странах — лидерах авиастроения развитие авиационной науки координируется на уровне правительств. Например, в Евросоюзе этим занимается ACARE при Еврокомиссии, в США — National Science and Technology Council при администрации президента. Основанием для создания НИЦ "Институт им. Н. Е. Жуковского" в России стала осознанная на государственном уровне необходимость сконцентрировать в одной структуре потенциал ведущих НИИ в области авиастроения. Одна из главных функций ЦИАМ в составе НИЦ — это формирование опережающего научно-технического задела (НТЗ) для создания отечественных авиадвигателей. Институт прогнозирует облик двигателей будущего с учетом достижений мировой науки и техники. Мы определяем направления развития авиадвигателей, создаем НТЗ для их элементов и узлов, в том числе на основе применения инновационных материалов и технологий. Так, сегодня специалисты института ведут исследования по формированию облика двигателей 2025–2030 гг. и технологиям прорывного характера. Эти технологии призваны помочь достичь амбициозных целей по топливной эффективности, снижению шума и эмиссии вредных веществ. Другая наша важная функция — научно-техническое сопровождение создания авиадвигателей и проведение их испытаний в ходе опытно-конструкторских работ.

— Интересно. А на чем основывается работа по прогнозированию будущего?

— Формировать облик перспективных авиадвигателей нашим ученым помогают разработанные в ЦИАМ многодисциплинарные математические модели и вычислительные программы. И конечно, при проведении экспериментальных и теоретических исследований в работе по созданию и доводке авиадвигателей мы используем потенциал уникального научно-испытательного комплекса ЦИАМ (НИЦ ЦИАМ) — крупнейшего в Европе и одного из самых крупных в мире.

— А в чем его уникальность?

— В возможностях воспроизведения условий полета. На сегодняшний день некоторые из наиболее сложных и энергоемких видов обязательных испытаний двигателей, воспроизводящих реальные условия полета (высота, скорость, температура, влажность и др.), могут быть выполнены только на стендах НИЦ ЦИАМ.

— Работает ли ЦИАМ над выполнением коммерческих заказов?

— Безусловно. 87-летний опыт ЦИАМ востребован на рынке. Институту заказывают проведение испытаний двигателей на стендах в условиях, приближенных к реальным. ЦИАМ также разрабатывает системы диагностики редукторов и трансмиссий вертолетов, которые можно использовать для любой техники, имеющей зубчатые передачи. Их применение позволяет на ранней стадии выявить и устранить неисправность, повысить безопасность и эффективность использования техники. Кроме того, институт выполняет различные коммерческие заказы на прочностные испытания деталей и конструкционных материалов.

— Как мировое научное сообщество оценивает роль ЦИАМ?

— Оно высоко ценит научно-технический потенциал института, качество и уровень его фундаментальных и прикладных исследований, уникальный экспериментальный комплекс. Мы сотрудничаем с научно-исследовательскими центрами и институтами ближнего зарубежья, Европы, Азии и Америки, аэрокосмическими и двигателестроительными корпорациями. Ученые ЦИАМ представляют Россию в ICAO и в авторитетных зарубежных научных обществах, таких как ISABE, ICAS, ASME, AIAA, SAE.

Институт привлекается к участию в исследовательских проектах рамочных программ Евросоюза. Цели у этих программ общие и актуальные для всех стран — пользователей рынка авиауслуг, например: исследование проблем экологии авиатранспорта, снижение времени и стоимости разработки, производства и эксплуатации авиационной техники, обеспечение защиты самолета и пассажиров, разработка новых идей и технологий для авиационного транспорта будущего и др.

Выступая в качестве партнера, субконтрактора или эксперта, институт принимает участие в проектах, финансируемых Еврокомиссией, и кооперационных проектах. Это, например, такие международные проекты, как AGILE, HEXAFLY-INТ, COBRA и многие другие. ЦИАМ отвечает в них за исследования узлов перспективных двигателей, удовлетворяющих целевым индикаторам ЕС, приведенным в Vision 2020 и FlightPath 2050.

— В последнее время все чаще говорят о применении аддитивных технологий в двигателестроении. Действительно ли их внедрение так необходимо?

— Применение в производстве аддитивных технологий (АТ) позволило совершить революционный прорыв в авиадвигателестроении. Их использование — один из ярких примеров того, как новые технологии могут улучшить традиционные процессы проектирования и производства. С помощью аддитивных технологий можно изготовить изделие на основе компьютерной 3D-модели послойно, "вырастить" его наплавкой из расходного материала, изначально заложив желаемые свойства. Основные преимущества применения АТ — это оптимизация технических характеристик объектов: улучшение топливной экономичности и экологических характеристик, повышение надежности, снижение массы, экономия материалов. С помощью АТ можно производить конструктивные узлы и детали, которые не могут быть изготовлены стандартными способами, — например, со сложной геометрией. Возможно и создание принципиально новых конструкторских решений. Многие известные зарубежные компании уже освоили производство различных деталей двигателей с применением АТ. Специалисты ЦИАМ сегодня тоже активно работают над их освоением. Основная наша задача заключается в разработке конструктивно-технологических решений, позволяющих максимально использовать АТ для повышения характеристик газотурбинной техники.

— Что представляет ЦИАМ на МАКС-2017 и какие цели участия преследует?

— В рамках МАКСa ЦИАМ традиционно показывает новейшие разработки ученых в области создания перспективных отечественных авиадвигателей. Ключевое место среди экспонатов занимает макет части силовой установки для перспективного "электрического" самолета. Он представляет собой фрагмент крыла и мотогондолу ВС с электроприводным винтом. Особенностью разработки является широкое использование композиционных материалов и электротехнического оборудования на основе эффекта высокотемпературной сверхпроводимости. Эти работы, кстати, ведутся в широкой кооперации в рамках НИЦ "Институт имени Н. Е. Жуковского" и с привлечением компании "СуперОкс". Кроме того, на стенде мы показываем образцы деталей авиадвигателей, созданные на основе применения новейших материалов и технологий, а также наши бортовые системы диагностики редукторов и трансмиссий вертолетов.
В рамках деловой программы ЦИАМ примет участие в ряде отраслевых мероприятий и рабочих встреч, нацеленных на развитие сотрудничества с российскими и зарубежными компаниями.


19 июля 2017
Серафима Чернова

Ato.ru