Центральный институт авиационного
моторостроения имени П.И. Баранова
Rus

ЦИАМ участвует в европейском проекте по созданию газотурбинных двигателей для малой авиации

22 Марта 2016

ЦИАМ участвует в европейском проекте по созданию газотурбинных двигателей для малой авиации

В Центральном институте авиационного моторостроения им П.И. Баранова (ЦИАМ) в рамках Европейского проекта ESPOSA (Efficient Systems and Propulsion for Small Aircraft) проходят испытания турбовинтовые двигатели, предназначенные для установки на летательные аппараты авиации общего назначения (с количеством пассажиров 5÷9 человек).

Проект ESPOSA, входящий в 7-ю Европейскую рамочную программу и стартовавший в 2011 году, направлен на развитие возможностей европейских производителей малоразмерных двигателей создавать и использовать экономически выгодные и экологически приемлемые силовые установки и системы летательных аппаратов с минимизацией  эксплуатационных расходов при одновременном повышении уровня безопасности.

В проекте задействованы авиационные фирмы, университеты, научно-исследовательские институты из 18 стран.

Спектр выполняемых работ включает в себя:

  • разработку и интеграцию ключевых технологий для ряда малоразмерных ГТД и связанных с ними систем с целью обеспечения производителей самолетов улучшенным набором современных силовых установок и повышения уровня их готовности к интеграции в самолет;  - повышение характеристик ключевых элементов двигателя с помощью новых систем контроля двигателя, мониторинга рабочего состояния и интегрированных систем;

  • взаимодействие силовой установки и планера с учетом конфигурации самолета.

В рамках проекта «ESPOSA» специалисты ЦИАМ:

  • исследовали тепловое состояние перспективного центробежного компрессора с оптимизацией его выходной системы и системы измерения зазоров;

  • выполнили нестационарные 3D расчеты вязкого течения в малой охлаждаемой ТВД,  численную CFD оптимизацию межтурбинного канала, верификацию CFD расчетов по результатам испытаний линейной решетки профилей лопаток и малоразмерной турбины; 
  • выполнили проектирование, численное моделирование и изготовление  воздушной форсунки камеры сгорания (КС) двигателя малой мощности и испытательных стендов для сектора RQL КС и полной круговой JETISandRQL КС, а также проверку спроектированной КС в условиях эксплуатации двигателя;
  • провели испытания с имитацией высотно-скоростных условий базового двигателя ВЕ1 мощностью 240 л.с., разработанного фирмой PBS (Чехия) и предназначенного для использования на летательных аппаратах, производимых фирмами Evektor (Чехия) и Maraganski-Moslowski (Польша).

На данном (заключительном) этапе работ в термобарокамере высотного стенда ЦИАМ проводятся испытания базового двигателя ВЕ2 мощность 650 л.с., разработанного ГП «Ивченко-Прогресс» (Украина). Цель испытаний – определение основных данных и высотно-скоростных характеристик двигателя, проверка работоспособности систем автоматического управления и смазки, оценка пусковых свойств и газодинамической устойчивости двигателя,  проверка отсутствия вибрационного горения в камере сгорания. Двигатель ВЕ2 предполагается использовать на летательных аппаратах, производимых фирмами  Evektor (Чехия), Grob Aircraft (Германия), Maraganski-Moslowski (Польша), Winner Helicopter (Австрия), ILOT (Польша), Piaggio (Италия), участвующих в проекте ESPOSA.