ЦИАМ представил результаты этапа исследований перспективных двигателей и силовых установок самолетов гражданской авиации 2025-2030 годов
Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова на расширенном научно-техническом совете отделения «Авиационные двигатели» представил итоги 6-го заключительного этапа научно-исследовательской работы «Концепт 2030», направленной на создания НТЗ для перспективных конкурентоспособных двигателей и силовых установок 6-го поколения самолетов гражданской авиации.
Данная работа выполняется в рамках государственного контракта. Задачей ЦИАМ по программе «Концепт 2030» является создание научно-технического задела и определение концепций двигателей и силовых установок следующих типов:
- турбореактивных двухконтурных двигателей с высокими параметрами рабочего процесса;
- турбовинто-вентиляторных двигателей («открытый ротор»);
- двигателей сложных термодинамических циклов;
- распределенных силовых установок;
- гибридных ГТД с дополнительным приводом вала вентилятора от электромотора;
- двигателей для сверхзвукового делового и пассажирского самолета.
разрабатываются требования к новым материалам и электрическим агрегатам, требования к показателям и эксплуатационным свойствам альтернативных синтетических топлив. Также в рамках данной работы ведется разработка концепции и ключевых технологий бортовых экологичных энергетических установок на основе электрохимических генераторов электрической энергии (топливных элементов).
Научно-исследовательская работа предусматривает расчетно-экспериментальные исследования и разработку технологий создания узлов перспективных двигателей: вентиляторов, компрессоров низкого давления, малоразмерных компрессоров высокого давления, переходных каналов, высоконагруженных высокотемпературных турбин, теплообменников, трансмиссий и других узлов и деталей, на основе новых, в том числе композиционных материалов.
На данном этапе работы даны рекомендации по определению облика и конструктивно-схемных решений перспективных двигателей и силовых установок 6-го поколения (ТРДД с повышенными параметрами рабочего процесса, ТВВД – «открытый ротор», ТРДД со сложными термодинамическими циклами, гибридные двигатели и распределенные силовые установки, силовые установки для легкого СДС и силовые установки для СПС) для региональных, ближне-средних магистральных и дальнемагистральных самолетов гражданской авиации 2025-2030 г.г. на основе комплексной оценки эффективности силовых установок в системе летательных аппаратов.
«В программе «Концепт 2030» задействованы фактически все подразделения института, - отметил генеральный директор ЦИАМ Владимир Бабкин. – Для обеспечения конкурентоспособности гражданского авиадвигателестроения нам необходимо уже сейчас думать о том, что и как будет производиться в 2030-е годы, создавая НТЗ по авиационным двигателям и силовым установкам 6-го поколения. ЦИАМ проводит исследования по формированию облика двигателей 2025… 2030 гг. и технологиям прорывного характера, которые должны обеспечить достижение амбициозных целей, аналогичных поставленным NASA и ACARE для летательных аппаратов следующего поколения с кардинально улучшенными летно-техническими характеристиками и значительным снижением уровня шума и эмиссии. Вклад двигателя в улучшение этих характеристик летательных аппаратов - определяющий».
Для справки
ФГУП «ЦИАМ имени П.И. Баранова» – единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, в том числе наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.
Пресс-служба: + (495) 362-20-69
press@ciam.ru