От прошлого к будущему: ЦИАМ показал стратегические разработки на выставке «Авиационная наука. 100 лет на службе Отечеству»
Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) принял участие в тематической выставке «Авиационная наука. 100 лет на службе Отечеству», состоявшейся с 19 по 22 февраля 2018 года в здании Государственной Думы Российской Федерации.
Организатором мероприятия, приуроченного к 100-летию ЦАГИ, стал НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского».
На объединенной экспозиции предприятий, подведомственных НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», которая развернулась в холле Госдумы, были представлены экспонаты, рассказывающие о развитии отечественной авиационной науки – от первых изобретений в области воздухоплавания до новинок авиапрома.
ЦИАМ представил вниманию посетителей ключевые разработки Института, рассказывающие о прошлом и будущем авиационно-космической отрасли нашей страны.
Часть общей экспозиции была посвящена программе «Энергия-Буран». Успех первого испытательного полета многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран» стал триумфом и одним из наивысших достижений отечественной ракетно-космической техники. В рамках этого проекта ЦИАМ принял участие в создании самого мощного в мире жидкостного ракетного двигателя первой ступени РД-170/171, двигателей второй ступени РД-0120 и РД-120, уникальных ЖРД управления и ориентации 17Д15 и 17Д16, а также ракетно-турбовального двигателя РТВД-14, служившего автономным источником энергии для привода насосов гидросистем корабля «Буран» на этапе атмосферного полета и посадки. На стенде демонстрировался экспериментальный вариант камеры сгорания ракетного двигателя точной ориентации 17Д16. Восемь таких двигателей использовались для управления ориентацией космического аппарата в пространстве по командам системы управления. Уникальность объединенной двигательной установки «Бурана» – в том, что впервые в мировой истории в ней был использован криогенный окислитель – жидкий кислород.
Еще один интересный экспонат – модель гиперзвуковой летающей лаборатории «ИГЛА» («Исследовательский Гиперзвуковой Летательный Аппарат»). Летающая лаборатория была создана для исследований проблем гиперзвукового полета на атмосферном участке траектории разгона многоразовой космической транспортной системы с горизонтальными стартом и посадкой. ЦИАМ координировал программу и вел основные работы по этому проекту.
Перспективные технологии будущего были представлены на стенде Института макетом гибридной (турбоэлектрической) силовой установки, разрабатываемой в рамках создания перспективного полностью электрического самолета. Ее особенностью является применение электрического оборудования, использующего эффект высокотемпературной сверхпроводимости. Проводник охлаждается жидким азотом, который при температуре –196°С обладает эффектом практически нулевого сопротивления. В результате достигается высокий КПД и существенно уменьшаются массогабаритные характеристики двигателя.
Координатором НИР по созданию гибридных (электрических) силовых установок выступает НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского». ЦИАМ является головным исполнителем. В проекте также задействованы СибНИА, ЦАГИ и ЗАО «СуперОкс». В настоящее время отрабатываются технологии, на основе которых планируется создать серийный электрический двигатель для пассажирского самолета вместимостью 9-19 пассажиров.