Центральный институт авиационного
моторостроения имени П.И. Баранова
Rus

В ЦИАМ обсудили перспективы реализации международного проекта AGILE

19 Июля 2017

18 июля за пределами выставочной площадки МАКС основным пунктом деловой программы дня в ЦИАМ стало проведение на территории Института технической встречи по проекту AGILE, посвященному многодисциплинарной оптимизации летательных аппаратов (ЛА) и силовых установок (СУ) в рамках инновационного сотрудничества экспертов различного профиля.

Участникам встречи, а это представители 15 организаций из разных стран мира, предстояло подвести итоги проекта за два года его реализации, а также обсудить планы на предстоящий год. Напомним, проект стартовал 1 июня 2015 года и рассчитан на три года.

«Двухлетние итоги проекта в целом показывают значительный прогресс: практически все намеченные задачи решены, хотя некоторые и с небольшой задержкой, – оценил промежуточные результаты руководитель работ по проекту AGILE в ЦИАМ Артур Мирзоян. – На практике разработка распределенной среды коллективного проектирования и оптимизации летательного аппарата и силовой установки, чему посвящен проект AGILE, оказалась в реальных условиях Европы и России значительно сложнее в сравнении с разработкой приблизительно такой же системы в рамках одной (хотя и большой) компании, такой как Немецкий исследовательский центр DLR. Организационные трудности разработки связаны, прежде всего, с необходимостью согласования огромных потоков данных систем моделирования различного уровня – от нулевого до трехмерного CFD-моделирования и в связи с этим с потребностью привлечения к работе междисциплинарных специалистов».

Россию в проекте представляют ЦИАМ и ЦАГИ. В зону ответственности и компетенции специалистов ЦИАМ, прежде всего, входит моделирование двигателя, силовой установки на уровне ЛА, интеграция СУ с ЛА и его подсистемами (в частности с бортовыми системами, гондолой и др.). Кроме того, ЦИАМ отвечает за решение одной из основных тестовых задач коллективной системы проектирования, так называемой «системы систем», в которой необходимо определить оптимальные параметры перспективного регионального самолета и его систем, включая планер, СУ с мотогондолой, выбор архитектуры бортовых систем (традиционная, более электрическая, полностью электрическая).

Основным результатом работы стала стандартизация форматов и состава необходимых данных обмена между указанными системами, а также проведение тестовых исследований по многодисциплинарной оптимизации исходного регионального самолета. Для этих целей использовались различные инструменты, такие как стандартизованный формат данных по самолету CPACS, распределенная среда интеграции удаленных программ RCE, среда интеграции и оптимизации OPTIMUS и др.

«Мы надеемся, что опыт разработки подобной системы, полученный в проекте AGILE, позволит эффективнее решать проблемы распределенного совместного проектирования и оптимизации перспективных сложных интегрированных конфигураций ЛА и СУ несколькими организациями. Здесь важно, что в работу включены наши коллеги из ЦАГИ. Этот опыт, а также налаженное сотрудничество позволит нам в будущем реализовать подобную систему в рамках организаций, входящих в состав НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», – резюмирует научный руководитель – заместитель генерального директора ЦИАМ Александр Ланшин.

IMG_2514.JPG

Работу по очередному этапу международного проекта AGILE открывает руководитель работ ЦИАМ в проекте Артур Мирзоян.

IMG_2515.JPG

От имени руководства ЦИАМ представителей рабочей группы проекта, объединяющей европейских специалистов, канадских разработчиков и российских ученых, поприветствовал научный руководитель – заместитель генерального директора ЦИАМ Александр Ланшин. Он рассказал коллегам о направлениях работы современного Института – единственной в России научной организации, выполняющей полный комплекс работ в обеспечение создания авиационных двигателей.

IMG_2555.JPG

IMG_2544.JPG

Продолжили работу в соответствии с утвежденной программой встречи руководители пакетов задач по региональному самолету Тьери Лефевр (ONERA, Франция) и по инновационным схемам ЛА Марк Воскау (Университет Делфт, Нидерланды).

IMG_2552.JPG

Руководитель подзадачи по методам оптимизации и аппроксимации Натали Бартоли (ONERA, Франция) рассказывает о промежуточных итогах работы и планах по развитию системы проектирования перспективных конфигураций самолета и силовой установки.

IMG_2603.JPG

Для детального обсуждения вопросов, касающихся итогов и перспектив работы, в рамках встречи состоялись рабочие сессии, объединившие специалистов по направлениям проводимых ими исследований.