В ЦИАМ открылась Всероссийская конференция молодых ученых и специалистов «Авиационные двигатели и силовые установки»
29 мая 2019
В Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») 28 мая 2019 года под председательством заместителя генерального директора по науке ЦИАМ Александра Ланшина открылась Всероссийская научно-техническая конференция молодых ученых и специалистов «Авиационные двигатели и силовые установки».
На открытии мероприятия молодые специалисты, главные герои трехдневной конференции, проходящей при поддержке Объединенной двигателестроительной корпорации (АО «ОДК») и Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД), встретились со своими опытными коллегами — руководителями крупных двигателестроительных компаний, корпораций, ведомств, главными конструкторами, руководителями научно-исследовательских центров, кафедр вузов. И, конечно, основной темой диалога стали перспективы развития российского двигателестроения, профильных научных школ и направлений, будущее которых во многом зависит от притока талантливой молодежи.
Жизненный цикл в цифре
Процессы развития науки, техники, технологий идут очень быстро, и ни в коем случае нельзя задержаться на старте, а нужно уверенно идти вперед, считает Президент АССАД Виктор Чуйко. Он выступил на мероприятии и главной реперной точкой развития всего двигателестроения назвал переход к цифровизации всех этапов жизненного цикла двигателя.По словам Виктора Чуйко, сначала должен быть создан цифровой двойник самого двигателя, затем производства, включая его технологию, оборудование, экономику и впоследствии — цифровую модель послепродажного обслуживания, ремонта и утилизации.
— Есть большое продвижение вперед и надо серьезно этим заниматься, — отметил он. — Я глубоко убежден, что вы, молодые специалисты, добьетесь даже более впечатляющих результатов, чем ваши предшественники.
Большие надежды на молодых специалистов и их компетенции возлагает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Приветствие участникам конференции от лица директора Департамента авиационной промышленности Минпромторга России Дмитрия Лысогорского адресовал заместитель начальника отдела двигателестроения, оборудования и агрегатов Минпромторга России Александр Епифанов.
Он отметил, что интеграция и взаимодействие научных коллективов и предприятий авиационной отрасли — важнейшая задача, которая не может быть выполнена без таких конференций, какие традиционно проводит ЦИАМ, признанный лидер авиационного двигателестроения.
— Развитие технологий, методов расчетов и исследований в авиационном двигателестроении происходят очень интенсивно. Возможно, даже более стремительно, чем в смежных отраслях, — отметил Александр Епифанов. — Это требует от нас постоянного привлечения в науку и промышленность молодых, высококвалифицированных кадров.
Стратегия лидера
Детально о тенденциях двигателестроительного рынка в реалиях стремительно меняющегося мира гостям конференции рассказал заместитель генерального директора, генеральный конструктор АО «ОДК» Юрий Шмотин. Он особо подчеркнул роль ЦИАМ в его научной деятельности: в 1999 году он читал доклад на такой же молодежной конференции, где теперь выступает уже в качестве эксперта, руководителя ведущей высокотехнологичной корпорации. Именно о стратегии развития ОДК, уже реализованных и перспективных проектах пошла речь в его выступлении.— В ОДК сформирована перспективная программа научно-исследовательских и опытно конструкторских работ, которая включает направления по продуктовым программам, а также работы по созданию научно-технического задела как по материалам и технологиям, так и по перспективным конструктивным схемам газотурбинных двигателей, — пояснил Юрий Шмотин. — Есть раздел по цифровым технологиям.
По словам генерального конструктора ОДК, основные бизнес-направления корпорации на конец 2018 года — авиационные двигатели (85%), а также промышленные двигатели и энергетические установки. Помимо успешно созданного и сертифицированного при участии ЦИАМ двигателя ПД-14, ОДК также работает над созданием газотурбинных двигателей ПД-35, ТВ7-117СТ/СТ-01, двигателей для вертолетов и специальной техники. К 2030 году перед ОДК стоит задача увеличения объема выпуска гражданской продукции и сокращения в два раза срока разработки новых изделий.
— Закладывают новые проекты на базе традиционных схем, — поясняет он. — Однако мы понимаем, что после 2027 году будут востребованы новые продукты с качественно новыми характеристиками, а для этого необходимо разрабатывать новые схемы силовых установок. Именно поэтому ОДК начинает совместно с ЦИАМ работы по исследованиям гибридных и комбинированных схем двигателей.
Чтобы воплотить в жизнь требования заказчиков по сокращению времени выхода на рынок, ОДК еще на ранней стадии НИР и ОКР активно вовлекает в свои технологические проекты центры сертификации, представителей заказчиков и научно-исследовательские институты. Это позволит сократить время на освоение и изготовление первых серийных изделий.
Еще одним важным этапом достижения поставленных задач Юрий Шмотин назвал разработанную в ОДК программу управления проектами — через выстраивание команд с четким распределением зон ответственности и принятия решений. Кроме того, в корпорации реализуется проект по управлению знаниями. Поскольку ОДК — мощная корпорация, в состав которой входят множество профильных компаний, территориально разделенных, с разными центрами и научными школами, ей необходимо интегрировать накопленные знания, собирая их в единый интеллектуальный «банк» данных. Также мы реализуем корпоративный проект «техническая карьера» — ведь карьеру можно делать не только по административной, но и по технической линии.
— Все, о чем я говорю, во многом связано с изменениями в быстро меняющемся мире, — отмечает Юрий Шмотин. — Мы должны меняться, основываясь на опыте, традициях.
Продолжением темы перспективных научных и промышленных проектов, важности привлечения к работе молодых специалистов стало выступление генерального конструктора, директора ОКБ им. А. Люльки — филиала ПАО «ОДК-УМПО» Евгения Марчукова. Он отметил, что в ОДК-УМПО активно разрабатываются и внедряются новые технические решения. Созданы керамическая турбина, высокоэффективные подшипники скольжения, блисковые рабочие колеса и др. Полным ходом при тесном сотрудничестве с ЦИАМ продолжается развитие численного моделирования: трехмерные расчеты лопаточных машин, оптимизация профилей, расчеты процессов горения в камерах сгорания, прочностные расчеты.
Обращаясь к участникам конференции, Евгений Марчуков отметил, не нужно бояться ничего нового, нужно просто выдвигать идеи, работать и идти вперед. Впереди — еще много открытий.
Наука будущего — дело молодых
О современных вызовах и исследованиях аэродинамики силовых установок летательных аппаратов молодым специалистам рассказал Заместитель начальника комплекса аэродинамики и динамики полета летательных аппаратов — начальник отделения аэродинамики силовых установок ФГУП «ЦАГИ» Александр Чевагин.— В мире назревает большой технологический прорыв, — пояснил Александр Чевагин. — Нам нужно четко понимать, как решить проблемы шума двигателя и эмиссии, как увеличить надежность и ресурс силовой установки. Если молодые специалисты не решат эту проблему, то России трудно будет быть конкурентоспособным участником авиационного рынка.
По словам Александра Чевагина, сейчас в ЦАГИ продолжается активная работа по интеграции двигателя ПД-14 на самолете МС-21.
— Вместе с коллегами из АО «ОДК-Авиадвигатель» нам удалось существенно улучшить аэродинамику силовой установки для МС-21, — поясняет он. — ПД-14 и МС-21 — хороший результат нашей совместной работы с двигателистами. Мы наработали потенциал, современные методологии проектирования, расчета и испытаний. Теперь можем использовать этот задел при создании нового двигателя ПД-35 большой размерности.
Подробно Александр Чевагин рассказал о разрабатываемых в мире и в ЦАГИ перспективных летательных аппаратах будущего: концепции ЛА с экранированием шума двигателей, «летающее крыло», «несущий фюзеляж», силовые установки с открытым ротором и др.
— Однако замыкаться только на этих компоновках не стоит, — считает он. — Надо продолжать искать оптимум между аэродинамическим эффектом, экономичностью и шумом на местности при соблюдении жестких требований по безопасности полетов. Поэтому молодежи придется нестандартно подходить к поставленным задачам.
C докладом о разработках ЦИАМ в области прочности и надежности авиационных двигателей выступил руководитель отделения «Динамика и прочность авиационных двигателей», заместитель генерального директора, директор исследовательского центра «Динамика, прочность, надежность» Юрий Ножницкий.
Он отметил большой вклад Института в обеспечение безопасной и эффективной эксплуатации серийной авиационной техники, в разработку новых технологий, методов обеспечения и подтверждения прочностной надежности, что имеет большое значение для развития отечественного авиадвигателестроения.
Два последних доклада на церемонии открытия были посвящены вопросам подготовки кадров. Заведующий кафедрой «Теория воздушно-реактивных двигателей» МАИ Алексей Агульник рассказал о роли вузовской науки при создании научно-технического задела и разработке перспективных изделий аэрокосмической техники.
Завершающим стало выступление молодого специалиста, начальника сектора дополнительного профессионального образования Учебного центра ЦИАМ Максима Французова. Он отметил успехи созданного в конце 2018 года в стенах ЦИАМ Учебного центра в формировании и развитии профессиональных компетенций, повышении квалификации специалистов в области компьютерного моделирования.
В 2019 году разработана и апробирована линейка программ повышения квалификации, связанных с компьютерным моделированием и выполнением инженерных расчетов в отечественном пакете программ «ЛОГОС», продолжается разработка программы профессиональной переподготовки по испытаниям авиационных двигателей, отдельные модули которой также были реализованы в виде самостоятельных программ повышения квалификации. Более 120 сотрудников тематических подразделений ЦИАМ прошли обучение и получили удостоверения о повышении квалификации в рамках апробации разработанных программ ДПО.
Всероссийская научно-техническая конференция молодых ученых и специалистов «Авиационные двигатели и силовые установки» проходит в ЦИАМ с 28 по 30 мая 2019 года по 9 направлениям. В этом году конференция стала первым мероприятием в рамках масштабной подготовки Института к 90-летнему юбилею в 2020 году.
Информационными партнерами Всероссийской научно-технической конференции молодых ученых и специалистов «Авиационные двигатели и силовые установки» выступили журналы «Наука и жизнь», «Крылья Родины», «Газотурбинные технологии» и газета «Поиск».