Основатель научной школы прочности ГТД: к 100-летию Исаака Биргера
27 декабря 2018 года исполняется 100 лет со дня рождения Исаака Ароновича Биргера — выдающегося инженера и ученого-механика, заместителя начальника Центрального института авиационного моторостроения имени П. И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского), руководителя научного отделения, профессора, доктора технических наук, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, дважды лауреата Государственной премии, лауреата премии им. Н. Е. Жуковского. Созданная И. А. Биргером научная школа оказала огромное влияние на развитие всего отечественного авиационного и ракетного двигателестроения, подготовку инженерных и научных кадров высшей квалификации.
И. А. Биргер родился в Москве. Он пошёл по стопам отца, инженера Арона Львовича Биргера, и избрал не только его профессию, но и альма-матер — МГТУ им. Баумана (тогда ММИ им. Н.Э. Баумана). В 1940 году И. А. Биргер заканчивает «Бауманку» с красным дипломом. Родной вуз Исаак Аронович не забывал никогда. Несмотря на свой плотный график, он всегда поддерживал связь с прочнистами, дружил со многими профессорами и в течение многих лет возглавлял государственную экзаменационную комиссию на защите дипломных проектов специальности «Динамика и прочность машин» в МГТУ. Он также был профессором в Московском физико-техническом институте.
Приход Исаака Ароновича в 1946 году в ЦИАМ совпал со стремительным развитием реактивной авиации. Результатами напряжённой творческой работы талантливого учёного в тот период стало создание и практическое внедрение методов расчёта прочности и динамики дисков и роторов, рабочих и статорных лопаток, сложных корпусных деталей. В этих работах нашли отражение основные особенности условий работы деталей авиационных газотурбинных двигателей: интенсивное поле центробежных сил, неравномерный нагрев, наличие деформаций пластичности и ползучести, многорежимность, сложная конфигурации деталей, например, начальная закрученность лопаток. Изыскания Исаака Ароновича стали научным фундаментом прочностного проектирования отечественных реактивных двигателей.
С 1964 года и до конца своих дней И. А. Биргер — начальник отделения прочности и заместитель начальника ЦИАМ. Не прекращая интенсивной научной работы, он значительную часть времени отдавал оказанию технической помощи моторным конструкторским бюро. Ни один отечественный авиационныйдвигатель не поднимался в воздух без волнистой подписи Исаака Ароновича под проектом и разрешением на первый вылет. И это не преувеличение. Наряду с работой в авиации И. А. Биргер участвовал в устранении дефектов мощных отечественных жидкостных ракетных двигателей различных типов. По инициативе И. А. Биргера созданы регламентирующие документы, требования которых обязательны при проектировании двигателей и в наши дни.
Его авторитет в промышленности был непререкаем. Он стал одним из ведущих механиков страны, занимал должность заместителя Председателя Научного Совета Академии наук СССР по вопросам надежности и прочности, входил в состав Российского Национального комитета по теоретической и прикладной механике. За свою жизнь Исаак Аронович успел очень много: он стал автором 20 монографий и более сотни статей.
Научные интересы И. А. Биргера поражали своей масштабностью. Его труды посвящены не только традиционным вопросам прочности и динамики машин — неравномерно нагретым стержням, пластинам и оболочкам, собственные частотам и критическим скоростям вращения роторов, методам учета деформаций, пластичности и ползучести. Требования практики по увеличению ресурса и повышению безотказности авиационных двигателей побудили Исаака Ароновича к написанию монографий «Техническая диагностика» и «Остаточные напряжения». Выдержавший несколько изданий справочник «Расчет на прочность деталей машин», идеологом и основным соавтором которого он был, является настольной книгой инженеров-конструкторов и расчетчиков на протяжении последних десятилетий. Учебник И. А. Биргера и Р. Р. Мавлютова «Сопротивление материалов» — кладезь знаний не только для студентов, но и для специалистов, давно окончивших институт.
Человек блестящих способностей, доброжелательный и веселый, Исаак Аронович имел множество друзей по всей стране, любил шахматы, поэзию, живопись. Но больше всего на свете он любил работу. «За день можно очень много сделать. Уплотняйте рабочий день», — часто говорил своим ученикам И. А. Биргер. Среди его воспитанников — высококвалифицированные прочнисты, руководители научно-исследовательских центров и промышленных предприятий России.
Более двадцати пяти лет И. А. Биргера нет с нами, но и сегодня начальники отделов прочности двигательных КБ, как правило, «исповедуют» «Биргеровскую» философию обеспечения прочностной надёжности двигателя, воспринятую ими из его трудов и от своих предшественников, большинство которых были учениками Исаака Ароновича.
Созданная И. А. Биргером научная школа включает не только сотрудников ЦИАМ, но и коллективы прочнистов многих предприятий промышленности и научных центров.
Узнать больше о жизни, научной и инженерной работе И. А. Биргера можно из статей, опубликованных в 2018 году к 100-летию выдающегося учёного, в журналах:
- «Крылья Родины»;
- «Двигатель»;
- «Заводская лаборатория. Диагностика материалов»;
- «Авиаинформ»;
- «Вестник Уфимского авиационного технического университета»;
- «Вестник Cамарского университета. Авиационная техника, технологии и машиностроение»;
- «Известия высших учебных заведений. Машиностроение».