Новости ЦИАМ
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Центральный институт авиационного
моторостроения имени П.И. Баранова
Rus
Array
(
    [0] => Array
        (
            [TEXT] => Новости
            [LINK] => /press-center/news/
            [SELECTED] => 1
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 0
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [1] => Array
        (
            [TEXT] => СМИ о ЦИАМ
            [LINK] => /press-center/news-partners-and-cm/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 1
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [2] => Array
        (
            [TEXT] => Интервью
            [LINK] => /press-center/interview/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 2
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [3] => Array
        (
            [TEXT] => Фото-видеогалерея
            [LINK] => /press-center/photo-video-gallery/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 3
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 1
        )

    [4] => Array
        (
            [TEXT] => Фотогалерея
            [LINK] => /press-center/photo-video-gallery/photo/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 0
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 2
            [IS_PARENT] => 
        )

    [5] => Array
        (
            [TEXT] => Видеогалерея
            [LINK] => /press-center/photo-video-gallery/video/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 1
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 2
            [IS_PARENT] => 
        )

    [6] => Array
        (
            [TEXT] => Журналистам
            [LINK] => /press-center/journalists/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 4
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

)

К 113-летию со дня рождения корифея авиадвигателестроения Константина Васильевича Холщевникова

17 Июня 2019
17 июня 1906 года родился Константин Васильевич Холщевников (1906-1976) – один из создателей научной школы по теории авиационных лопаточных машин и газотурбинных двигателей, лауреат Государственной премии, доктор технических наук, профессор, внесший значительный вклад в развитие отечественного авиадвигателестроения.

После окончания Московского авиационного института он пришел на работу в Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова. Его трудовая деятельность началась в отделе бензиновых двигателей, где он занимался вопросами компрессоров для наддува авиадвигателей. Здесь он сразу проявил себя как конструктор-новатор, предложив оригинальную схему компрессора с зубчатой передачей между ним и турбиной. Это позволило уменьшить размеры данного ответственного узла и повысило частоту вращения компрессора по сравнению с частотой вращения турбины, ограниченной прочностью лопаток. Константин Холщевников лично руководил работами не только по разработке конструкции, но и изготовлению, стендовым испытаниям турбокомпрессора. В 1941 году агрегат, получивший название ТК2, уже был испытан на самолете с двигателем М105.

Помимо разработки и доводки этого агрегата, конструктор занимался широкого плана исследованиями центробежных компрессоров. Еще в 1938 году он в соавторстве с В.И. Дмитриевским выпустил монографию «Нагнетатели и наддув авиационных двигателей», в которой был обобщен опыт проектирования авиационных центробежных компрессоров и турбин для двигателей с различными системами наддува.

В 1941-1942 годах отечественные исследователи развернули широким фронтом работы по использованию реактивной тяги для увеличения скорости полета. Конструкторский талант К.В. Холщевникова снова проявился в полной мере: им был предложен и разработан новый тип авиационного поршневого двигателя, часть мощности которого использовалась для привода винта, а часть – передавалась на осевой высоконапорный компрессор. Оттуда воздух поступал в камеру сгорания и в реактивное сопло. Реактивная тяга газов, вытекающих из сопла, существенно увеличивала реактивную тягу двигателя. Главный результат заключался в увеличении скорости полета самолета главного конструктора А.И. Микояна на 200 км/ч.

В 1947 году Константин Васильевич активно исследовал различные аспекты турбореактивных двигателей (ТРД): методику определения характеристик двигателя в ходе стендовых испытаний с имитацией полетных условий, влияние изготовления и монтажа лопаток на коэффициент полезного действия двигателя и др.

К.В. Холщевников – автор более 130 фундаментальных работ по осевым компрессорам и турбинам, теории и расчету ГТД.

В 1949 году издана его книга «Выбор параметров и расчет осевого компрессора», в которой был изложен метод расчета проточной части компрессора на основе обширных экспериментальных данных. Он рассмотрел различные типы лопаток и их основные свойства, влияющие на выбор параметров многоступечатого осевого компрессора.

Константин Васильевич основательно занимался вопросами теории авиационных ГТД, в том числе для сверхзвуковых самолетов. В 1954-1955 году в научных трудах были опубликованы две его работы (в соавторстве с О.Н. Фаворским), посвященные теории, методам расчета и регулирования ТРД с двухкаскадными компрессорами. Эти работы имели важное практическое значение.

В 1960 году вышла книга «Некоторые вопросы теории и расчета ТРД», в которой были изложены фундаментальные результаты, включая температуру газа перед турбиной по удельному расходу топлива. Эта работа нашла признание не только в отечественном, но и в зарубежном авиадвигателестроении. Через четыре года она была издана в Великобритании. Журнал «Британский инженер» назвал книгу «выдающимся исследованием в области авиационной техники», без которой не может обойтись ни одна полноценная техническая библиотека.

Константин Васильевич разработал основные принципы и методы расчета по согласованию окружных скоростей, производительности, напряжений, частоты оборотов и других параметров лопаточных машин в авиационных газотурбинных двигателях различного типа. Исследования двигателей проводились с помощью комплексного параметра, позволяющего выявить основные характеристики лопаточных узлов двигателя. Результаты исследований были опубликованы в 1965 году в книге «Согласование параметров компрессора и турбины в авиационных газотурбинных двигателях», получившей широкое признание.

В 1970 году конструктор, ученый и педагог – с 1945 года К.В. Холщевников занимался подготовкой научных кадров, читал в Московском авиационном институте курс «Теория и расчет авиационных лопаточных машин» – издает учебник-монографию с одноименным названием. Научный труд и сегодня не утратил своей актуальности, причем не только для обучения, но и работы специалистов отрасли.

Константин Васильевич с 1948 по 1956 годы работал начальником лаборатории № 3, из которой позднее выросло отделение «Авиационные двигатели» Института, а с 1957 года и до последних дней своей жизни – заместителем начальника ЦИАМ.

Крупный ученый в области теории лопаточных машин и авиационных газотурбинных двигателей оставил заметный след в истории отечественного авиадвигателестроения. Идеи, заложенные в исследованиях и разработках ученого и конструктора, получили развитие в работе, продолженной его учениками.