Новости ЦИАМ
Центральный институт авиационного
моторостроения имени П.И. Баранова
Rus
Array
(
    [0] => Array
        (
            [TEXT] => Новости
            [LINK] => /press-center/news/
            [SELECTED] => 1
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 0
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [1] => Array
        (
            [TEXT] => СМИ о ЦИАМ
            [LINK] => /press-center/news-partners-and-cm/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 1
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [2] => Array
        (
            [TEXT] => Интервью
            [LINK] => /press-center/interview/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 2
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [3] => Array
        (
            [TEXT] => Фото-видеогалерея
            [LINK] => /press-center/photo-video-gallery/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 3
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 1
        )

    [4] => Array
        (
            [TEXT] => Фотогалерея
            [LINK] => /press-center/photo-video-gallery/photo/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 0
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 2
            [IS_PARENT] => 
        )

    [5] => Array
        (
            [TEXT] => Видеогалерея
            [LINK] => /press-center/photo-video-gallery/video/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 1
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 2
            [IS_PARENT] => 
        )

    [6] => Array
        (
            [TEXT] => Журналистам
            [LINK] => /press-center/journalists/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 4
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

)

К 95-летию Л.С. Рысина: два фронта для защитника Отечества

25 Февраля 2019
Каждый день старший научный сотрудник отделения «Авиационные двигатели» Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова, ветеран Великой Отечественной войны, фронтовик Лев Самойлович Рысин совершает самый настоящий подвиг. 24 февраля ему исполнилось 95 лет и, несмотря ни на что, он до сих пор не сдает свой боевой, вернее трудовой, пост. Вот уже 63 года он работает в ЦИАМ, продолжает решать сложные и актуальные задачи в области отечественного двигателестроения. С энтузиазмом, полной отдачей и вдохновением. Так, как когда-то, молодым человеком, ушел на фронт защищать Родину...

Его научные труды в области газотурбинных двигателей посвящены исследованиям попадания пыли и пепла в двигатель, а также созданию современных пылезащитных устройств для авиационной техники. Однако таланты Льва Самойловича не ограничиваются только научной и инженерной работой: всю свою жизнь он пишет проникновенные стихи, его перу принадлежат знакомые каждому сотруднику ЦИАМ строки гимна Института. В День рождения Льва Самойловича рассказываем его биографию устами его коллег.

В 1941 году, когда началась война, Лев Самойлович поступил в Московский авиационный институт. Отучившись первый курс, он добровольцем ушел в армию. Судьба уготовила Льву Самойловичу долю защищать Родину на дальнем Востоке, в морской авиации в «должности» стрелка-радиста. Он участвовал в войне с Японией, летал на самолете-амфибии. За всю войну Лев Самойлович совершил ряд сложных боевых вылетов и впоследствии был награжден Орденами Отечественной войны второй степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» и «За победу над Японией». После войны он вернулся в Москву, восстановился в МАИ. В маёвских стенах Лев Самойлович быстро завоевал авторитет. В 1956 году, он с отличием окончил вуз и приходит на работу в ЦИАМ.

— В ЦИАМ тогда был очень сильный коллектив, — отмечает ведущий специалист отделения «Авиационные двигатели» и коллега ветерана Борис Сахнов. — Лев Самойлович защищает кандидатскую диссертацию по важной проблематике исследования газотурбинных двигателей для вертолетов.

При участии Льва Самойловича на свет появились практически все вертолетные двигатели, а также самолетные двигатели ТВД-10 и ТВД-20. Затем, в начале 70-х годов, началась разработка танковых двигателей. Лев Самойлович не боялся ничего нового и будучи человеком с активной жизненной позицией смело брался за перспективные задачи. Он участвовал в ходовых испытаниях танковых двигателей и именно тогда заинтересовался проблематикой попадания в двигатель песка и пыли, которые могли негативно сказаться на его работе. В этом направлении он продолжил свои разработки и дальше. Так появилась схема лямбдообразного пылезащитного устройства, а в 1985 году — специализированный испытательный стенд в ЦИАМ.

Помогли развитию и расширению этого направления знания Льва Самойловича особенностей регионов, где было бы актуально применение таких устройств защиты от пыли и пепла. В настоящее время Лев Самойлович взялся за актуальную тему воздействия на работоспособность ГТД вулканических выбросов, установил по этой теме прочные связи с дальневосточным отделением Российской академии наук.

С людьми Лев Самойлович всегда умел находить общий язык. Коллеги отмечали его талант совмещать строгую армейскую дисциплину с умением решать вопросы по-человечески, без приказного тона и с уважением к личности своих подчиненных.

Близка Льву Самойловичу была и поэзия. Стихи он пишет к дням рождения коллег, много произведений посвятил жене и дочери, родному Институту. Большое внимание уделяет спорту и здоровому образу жизни. Он всегда в первых рядах на различных мероприятиях ЦИАМ, а корпоративные вечера и праздники не обходятся без его игры на мандолине. Лев Самойлович отлично владеет инструментом.

— Походы, картошки, лыжные соревнования на стадионе «Авангард», новогодние елки с Дедом Морозом и Снегурочкой... Чего только не было и в нашей жизни, и в жизни Льва Самойловича! — вспоминает коллега Льва Самойловича, ведущий научный сотрудник ЦИАМ Валентин Бахтин.

Однако самое главное, что Лев Самойлович идет в своих изысканиях дальше и ведет за собой научное направление, стараясь передать опыт и знания молодым специалистам. В частности, в вопросах воздействия вулканических выбросов.

— В 95 лет вести научную тематику под силу немногим, — считает коллега и друг Льва Самойловича, старший научный сотрудник ЦИАМ Юрий Никитин. — Воздействие вулканов на ГТД в настоящее время еще недостаточно исследовано. И для того, чтобы продвигать такую тематику, ее развивать применимо к авиационной технике, нужно обладать таким авторитетом и знанием, как у Льва Самойловича. Для нас всех он действительно пример.