ЦИАМ принял участие в совещании по перспективам разработки авиационного двигателя большой тяги
1 февраля 2016
Заместитель генерального директора Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) по экспериментальным и серийным двигателям Александр Сергеевич Новиков принял участие в совещании по вопросу создания авиационного двигателя большой тяги ПД-35. Мероприятие прошло в Рыбинске на базе НПО «Сатурн».
В докладе, подготовленном специалистами ЦИАМ, А.С. Новиков обозначил современные требования к перспективному базовому турбореактивному двухконторному двигателю (ТРДД) большой тяги 30-35 тонн.
Анализ тенденций развития мирового рынка авиационной техники, проведенный ЦИАМ, показывает, что для достижения конкурентоспособности перспективные двигатели большой тяги, планируемые к выпуску в 2025–2030 гг. должны обеспечить, в частности:
– снижение уровня шума более, чем на 20 EPNдБ (по сравнению с нормами Главы 4 стандарта ИКАО);
– запас по эмиссии NOх в 60% (по сравнению с нормами САЕР/6);
– иметь наработку на выключение в полете более 300 тыс. часов, а к 2030 г. – 550 тыс. часов;
– наработку на крыле более 15–20 тыс. часов;
– выполнение правил ETOPS (полет на одном двигателе для двигателей двухдвигательных самолетов) на 330 мин. (вместо 180 мин. у ПД-14);
– удельный расход топлива на 10-15% меньше по сравнению с уровнем двигателей 5-го поколения.
А.С. Новиков предоставил участникам совещания информацию по необходимому научно-техническому заделу в области авиационных материалов и технологий, без которого невозможно создание конкурентоспособного двигателя большой тяги, проанализировал разработанные в ЦИАМ компоновочные схемы ТРДД большой тяги для перспективных широкофюзеляжных пассажирских и транспортных самолетов гражданской авиации.
Участники совещания отметили, что для успешной конкуренции ПД-35 с зарубежными аналогами, которые будут введены в эксплуатацию на рубеже 2020 гг., необходимо применение существенно повышенных (относительно достигнутых в двигателе ПД-14) параметров цикла, для чего необходимо разработать и внедрить новые критические технологии в узлах газогенератора и каскада низкого давления.
Для реализации проекта в ближайшее время планируется подготовить дорожную карту создания двигателя ПД-35, в которой будут прописаны, в том числе, этапы создания научно-технического задела, газогенератора-демонстратора и двигателя-демонстратора.
Для справки:
ФГУП «ЦИАМ имени П.И. Баранова» – головной институт в области авиадвигателестроения, осуществляющий проведение единой научно-технической политики в двигателестроении. Институт разрабатывает программы развития, определяет концепции и технический облик авиационных двигателей, методологию создания двигателей и их систем автоматического управления. ЦИАМ обеспечивает научный задел по узлам и системам двигателя в целом, проводит исследования в области рабочего процесса в двигателе, газовой динамике, автоматического управления, интеграции двигателя и самолета, надежности, химмотологии и другим проблемам создания двигателей. Институт осуществляет программно-математическое обеспечения проектных разработок. Важнейшим направлением деятельности Института является экспериментальные исследования и испытания двигателей и их узлов на наземных стендах с имитацией высотно-климатических условий.
В докладе, подготовленном специалистами ЦИАМ, А.С. Новиков обозначил современные требования к перспективному базовому турбореактивному двухконторному двигателю (ТРДД) большой тяги 30-35 тонн.
Анализ тенденций развития мирового рынка авиационной техники, проведенный ЦИАМ, показывает, что для достижения конкурентоспособности перспективные двигатели большой тяги, планируемые к выпуску в 2025–2030 гг. должны обеспечить, в частности:
– снижение уровня шума более, чем на 20 EPNдБ (по сравнению с нормами Главы 4 стандарта ИКАО);
– запас по эмиссии NOх в 60% (по сравнению с нормами САЕР/6);
– иметь наработку на выключение в полете более 300 тыс. часов, а к 2030 г. – 550 тыс. часов;
– наработку на крыле более 15–20 тыс. часов;
– выполнение правил ETOPS (полет на одном двигателе для двигателей двухдвигательных самолетов) на 330 мин. (вместо 180 мин. у ПД-14);
– удельный расход топлива на 10-15% меньше по сравнению с уровнем двигателей 5-го поколения.
А.С. Новиков предоставил участникам совещания информацию по необходимому научно-техническому заделу в области авиационных материалов и технологий, без которого невозможно создание конкурентоспособного двигателя большой тяги, проанализировал разработанные в ЦИАМ компоновочные схемы ТРДД большой тяги для перспективных широкофюзеляжных пассажирских и транспортных самолетов гражданской авиации.
Участники совещания отметили, что для успешной конкуренции ПД-35 с зарубежными аналогами, которые будут введены в эксплуатацию на рубеже 2020 гг., необходимо применение существенно повышенных (относительно достигнутых в двигателе ПД-14) параметров цикла, для чего необходимо разработать и внедрить новые критические технологии в узлах газогенератора и каскада низкого давления.
Для реализации проекта в ближайшее время планируется подготовить дорожную карту создания двигателя ПД-35, в которой будут прописаны, в том числе, этапы создания научно-технического задела, газогенератора-демонстратора и двигателя-демонстратора.
Для справки:
ФГУП «ЦИАМ имени П.И. Баранова» – головной институт в области авиадвигателестроения, осуществляющий проведение единой научно-технической политики в двигателестроении. Институт разрабатывает программы развития, определяет концепции и технический облик авиационных двигателей, методологию создания двигателей и их систем автоматического управления. ЦИАМ обеспечивает научный задел по узлам и системам двигателя в целом, проводит исследования в области рабочего процесса в двигателе, газовой динамике, автоматического управления, интеграции двигателя и самолета, надежности, химмотологии и другим проблемам создания двигателей. Институт осуществляет программно-математическое обеспечения проектных разработок. Важнейшим направлением деятельности Института является экспериментальные исследования и испытания двигателей и их узлов на наземных стендах с имитацией высотно-климатических условий.