ЦИАМ определит концепцию силовой установки для сверхзвукового гражданского самолета
Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») приступил к выполнению научно-исследовательской работы «Комплексный научно-технологический проект разработки научно-технического задела в обеспечение создания сверхзвукового гражданского самолета». Работа ведется в рамках государственного контракта, по которому НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» разработает комплекс технологий, концепцию и проект комплексной целевой программы создания в России сверхзвукового гражданского самолета (СГС).
Новый СГС должен отвечать самым современным и перспективным требованиям по снижению вредного воздействия на окружающую среду (звуковой удар, вредные выбросы в атмосферу, шум в районе аэропорта) и топливной эффективности.
Задача ЦИАМ в комплексной работе связана с определением облика силовой установки для СГС и технологий ее создания. «ЦИАМ должен предложить концепцию и сформировать предварительный технический облик силовой установки, – поясняет генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин. – На данном этапе рассматриваются облики силовых установок СГС различной размерности и сроков создания, включая сверхзвуковой деловой самолет среднесрочной перспективы на 12-15 мест в VIP-компоновке и скоростью крейсерского полета, соответствующей числу Маха Мкр = 1,8 с перспективой ее увеличения до Мкр = 2,2. Впоследствии, при накоплении необходимого проектного и технологического опыта, предполагается переход к формированию концепции сверхзвукового пассажирского самолета на 50 и более мест с Мкр не менее 2,2».
Двигатель для самолета ближней перспективы предполагается создать на базе газогенератора ПД-14 с максимальным уровнем преемственности технологий и унификацией существующих узлов. Поскольку двигатель СГС более 70% времени полета работает на максимальном режиме, при его создании необходимы существенная переделка камеры сгорания, турбины и системы охлаждения. На помощь в создании узлов и систем такого двигателя придут новые материалы и технологии, в том числе аддитивные. Например, в системе охлаждения планируется использовать уникальный теплообменный аппарат, разрабатываемый с применением таких технологий.
Для самолета дальней перспективы силовая установка будет создаваться на новых принципах. Это двигатель изменяемого цикла, его концепция будет уточняться. В двигателе будут применены передовые технические решения и новейшие материалы.
В работе, представляющей собой первый этап реализации комплексного научно-технологического проекта и рассчитанной на два года, помимо НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» и ЦИАМ, участвуют ЦАГИ, ГосНИИАС, Межотраслевой аналитический центр и др.