История одного ордена
5 мая 2022
С началом Великой Отечественной войны основное внимание и силы ЦИАМ были переключены на непосредственную помощь фронту. Важнейшей задачей стала оперативная помощь КБ, заводам и боевой авиации. Ученые и инженеры ЦИАМ помогали совершенствовать серийные двигатели, увеличивали их высотность, оптимизировали приемистость и экономичность.
Одну из страниц истории «войны моторов» приоткрывает приказ от 31 января 1943 года о войсковых испытаниях на самолетах Як-7 автомата переключения скоростей нагнетателя 367 конструкции ЦИАМ. К 10 февраля главному конструктору тов. ЯКОВЛЕВУ и директору завода № 301 (сейчас – НПО имени С.А. Лавочкина) тов. СМИРНОВУ поручается оборудовать им три самолета Як-7. Механизм, повышающий надежность управления скоростным режимом самолета, был изобретен в лаборатория автоматики авиационных двигателей (№ 17), созданной в ЦИАМ в 1942 году. В ней велась разработка и внедрение на боевых самолетах систем объединенного управления винтом и газом двигателей, создавались автоматы наддува для двигателей ОКБ В.Я. Климова М-105ПД, М-107 и др. В 1943 году создан гидравлический агрегат управления для двигателей АМ-38Ф и АМ-42 на самолетах Ил-2 и Ил-10 – первый отечественный гидроусилитель, упрощавший пилотирование. Для улучшения экономичности силовой установки была разработана система, связывающая управление подачей топлива с механизмом изменения шага винта.
Возглавлял все эти работы Наум Григорьевич Дубравский, позднее – первый руководитель отдела систем автоматического управления ЦИАМ.
Н.Г. Дубравский стал впоследствии широко известен своими трудами по автоматике, контролю и диагностике авиадвигателей, многие из которых были успешно внедрены в практику авиадвигателестроения. Ученый пользовался заслуженным авторитетом за свою эрудицию, энергичность и инициативность. Интересна и его биография: начав свой профессиональный путь школьным учителем, он стал блестящим двигателистом, который внес свой вклад в дело Великой Победы.
В 1945 году за заслуги в авиационной науке и большой вклад в теорию и практическое освоение автоматики авиадвигателей Н.Г. Дубравский был награжден Орденом Красной Звезды. Позднее он станет разработчиком отраслевого стандарта, устанавливающего требования к контролепригодности авиадвигателей и средствам их технического диагностирования.