Наука создавать: к 70-летию заместителя генерального директора ЦИАМ Александра Ланшина
Доктору технических наук, профессору, заместителю генерального директора по науке Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») Александру Ланшину 21 апреля исполняется 70 лет.
Александр Игоревич пришел на работу в ЦИАМ в 1974 году, после окончания факультета «Авиационные двигатели» Московского авиационного института (национального исследовательского университета). Свою альма-матер Александр Игоревич никогда не забывал: как преподаватель и профессор МАИ он воспитал несколько поколений инженеров и научных сотрудников, ставших высококвалифицированными специалистами в области авиадвигателестроения. Понимая важность профориентации, он регулярно принимает участие в маевских днях открытых дверей и конференциях, рассказывает абитуриентам и студентам о направлениях деятельности ЦИАМ, вкладе Института в создание всех поколений двигателей, необычных и нестандартных задачах, которые приходится решать в процессе работы.
— Я и сам попал в ЦИАМ по совету куратора нашей группы в МАИ, преподавателя газовой динамики Олега Сергеевича Сергеля, — вспоминает в одном из интервью Александр Игоревич. — Он сказал, что самая интересная работа — в ЦИАМ, в отделе «Перспектив развития авиационных двигателей». Им тогда руководил д.т.н., профессор В.А. Сосунов. Когда я пришел на преддипломную практику, Владимир Аристархович спросил про мои оценки по математике и определил в сектор математического моделирования ГТД к Л.Н. Дружинину, о чем я никогда не пожалел.
В ЦИАМ Александр Ланшин начал с должности инженера: первой его задачей стало создание математических моделей многорежимного двигателя пятого поколения. Для вчерашнего студента это стало настоящей школой, которая укрепила его умения и компетенции. В дальнейшем Александр Игоревич занимался расчетными исследованиями двигателей РД-33, РД-33К, НК-32 и др.
С его активным участием разрабатывались рекомендации Института по силовым установкам самолетов МиГ-29, МиГ-29К, Ту-160, многорежимным двигателям следующего поколения. Им предложены методы математического моделирования силовых установок с развитым управлением элементами ТРДДФ, включая модели сверхзвуковых воздухозаборников и др., обоснованы основные закономерности согласования элементов силовой установки при модификации газотурбинного двигателя на основе базового газогенератора.
В 1986 году А.И. Ланшин, защитив кандидатскую диссертацию, стал начальником сектора, где разворачивались работы по исследованиям и разработкам комбинированных силовых установок для перспективных авиационно-космических систем. Комплекс проведенных исследований и разработок лег в основу докторской диссертации, которую Александр Игоревич защитил в 2004 году. Впереди была реализация одного из главных проектов не только для юбиляра, но и для всей отечественной авиадвигателестроительной отрасли — разработка гражданского двигателя пятого поколения ПД-14. В этой работе ЦИАМ принимал самое активное участие.
— С 1999 года началась активная деятельность по созданию научно-технического задела для перспективного двигателя ближнесреднемагистрального самолета, — рассказывает Александр Игоревич. — Как начальник отдела «Перспективные воздушно-реактивные двигатели» ЦИАМ я руководил этой работой, получивший статус федеральной комплексной НИР: создавались модели новых элементов для экспериментальной отработки, подтверждалась правильность выбранных решений.
Определить рациональный технический облик конкурентоспособного будущего ПД-14, базового ТРДД для нового российского самолета позволили исследования и предпроектные разработки, проведенные ЦИАМ в тесном контакте с ОКБ и НИИ. Для каждого узла базового ТРДД на моделях экспериментально отработаны ключевые технические решения и критические технологии.
С 2008 года А.И. Ланшин стал начальником отделения «Авиационные двигатели» и продолжил работать над формированием программы опережающих исследований в обеспечение создания перспективных двигателей.
В 2014 — 2015 годах он руководил реализацией госконтрактов по разработке концепций и технологий для двигателей и силовых установок гражданских самолетов и вертолетов 2025 — 2030 годов. В рамках этой работы началось создание научно-технического задела для двигателя ПД-35. В 2015 году А.И. Ланшин стал заместителем генерального директора ЦИАМ по науке.
Юбиляр — автор более 150 научных работ, профессор кафедры «Теория ВРД» МАИ, действительный член Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, Заслуженный машиностроитель Российской Федерации.
Поздравляем Александра Игоревича с юбилеем и желаем ему крепкого здоровья, творческих успехов, вдохновения и всегда хорошего настроения!