14 февраля 1895 года родился Александр Александрович Микулин
1895 год
Александра Александровича Микулина по праву можно назвать патриархом отечественного двигателестроения. Его научная и конструкторская деятельность тесно связана с Центральным институтом авиационного моторостроения им. П.И. Баранова. Микулин родился во Владимире, в семье фабричного инспектора. Страсть к конструированию проявилась у него еще в раннем детстве, которое проходило под влиянием дяди, родного брата матери – Николая Егоровича Жуковского.
В 1912 году Микулин окончил Киевское реальное училище и поступил в Киевский политехнический институт, из которого в 1914 году перевелся в Московское высшее техническое училище. Там свой знаменитый курс лекций по воздухоплаванию читал профессор Н.Е. Жуковский. Страстно увлеченный моторами, Микулин посещал воздухоплавательный кружок, организованный по инициативе профессора.
В 1922 году А.А. Микулин начинает работу в Научном автомоторном институте (НАМИ) и участвует в разработке первых отечественных авиационных моторов: 15-цилиндрового мотора воздушного охлаждения М-12 мощностью 100 л.с. и 12-цилиндрового мотора водяного охлаждения М-13 мощностью 880 л.с. Они не были приняты к серийному производству, но при их проектировании были найдены прогрессивные конструктивные решения, которые позднее были использованы при разработке мотора М-34.
В 1930 году Микулин вместе с группой разработчиков переходит в ЦИАМ и назначается главным конструктором отдела бензиновых двигателей. В 1931 году М-34 прошел государственные испытания на стенде ЦИАМ и в 1932 году был передан в серийное производство на Московский моторостроительный завод им. Фрунзе. Для оказания заводу технической помощи коллективом института была проведена огромная работа по подготовке технической документации, стандартизации, унификации узлов и деталей. Для ускорения внедрения мотора в серийное производство начальник ЦИАМ И.Э. Марьямов был назначен директором моторостроительного завода им. Фрунзе. Одновременно из ЦИАМ был переведен на завод большой коллектив специалистов.
М-34 обладал выдающимися для своего времени техническими данными, что в последующем позволило создать на его базе семейство двигателей различных модификаций и мощности. Эта работа осуществлялось под общим руководством А.А. Микулина.
Двигатель получил высокую оценку руководства страны. Заместитель наркома тяжелой промышленности П.И. Баранов писал в 1933 г. секретарю Совета Труда и Обороны: «Мотор М-34 к настоящему времени является надежным мотором и по своим данным стоит в ряду заграничных невысотных моторов. Надежность мотора доказана на большом количестве 100-часовых испытаний. При обеспечении редуктором, нагнетателем, винтом переменного шага изготовляемый в ЦИАМе мотор становится в разряд первоклассных моторов».
Двигателями типа М-34 (АМ-34) оснащались самолеты АНТ-25, бомбардировщик ТБ-3, а также самый большой в мире на тот момент сухопутный самолет АНТ-20 «Максим Горький». В 1937 году на самолете АНТ-25 с этим двигателем В.П. Чкаловым, А.В. Беляковым и Г.Ф. Байдуковым был совершен беспосадочный перелет через Северный полюс в США (Ванкувер, штат Вашингтон).
В 1936 году конструкторское бюро Микулина переводится из ЦИАМ на моторостроительный завод им. Фрунзе и начинает разработку мотора АМ-35 мощностью 1200 л.с., который позже устанавливался на самолетах МИГ-1 и МИГ-3 и на бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8).
Во время Отечественной войны Микулин руководил созданием мощных двигателей АМ-38, АМ-38Ф и АМ-42 для штурмовиков Ил-2 и Ил-10, двигателей ГАМ-35Ф для торпедных катеров и речных бронекатеров.
В послевоенный период под руководством А.А. Микулина, возглавившего в 1943 г. ОКБ завода №300, был создан двигатель ТКРД-1, впоследствии по его схеме разрабатывались двигатели, которые долгое время оставались самыми мощными в тяжелой бомбардировочной и пассажирской реактивной авиации СССР.
Всего в 1943-1955 годах под руководством А.А. Микулина были созданы десятки типов авиадвигателей, из которых 8 были запущены в массовое серийное производство. В их числе ТРД АМ-3, самый мощный авиадвигатель в мире на момент создания, который устанавливался на бомбардировщике Ту-16 и на реактивном пассажирском самолете Ту-104. Отдельного внимания заслуживает разработанный под руководством Микулина мощный газотурбинный двигатель АМ-11 (позже – Р11Ф-300). Его модификациями оснащался самый массовый сверхзвуковой истребитель в истории МиГ-21. В этих работах широко использовался научный задел, накопленный в ЦИАМ.
В 1955-1959 гг. А.А. Микулин работал в лаборатории двигателей Академии наук СССР.
Александр Александрович Микулин является лауреатом четырех Сталинских премий, удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден тремя орденами Ленина и другими наградами.