14 октября 1903 года родился конструктор авиационных и ракетных двигателей Семён Ариевич Косберг
1903 год
Он родился в г. Слуцке, под Минском, в семье кузнеца. Чтобы помочь родителям – в семье было девять детей, – с 1919 до 1925 года работал кузнецом и мастером по металлу в кузнице отца. Параллельно с этим учился, посещая вечерние занятия в средней школе.Отслужил в армии, после демобилизации работал слесарем на фабрике имени С. Халтурина в Ленинграде.
С 1927 по 1929 гг. учился в Ленинградском политехническом институте им. М.И. Калинина, затем – в Московском институте авиации (сегодня – МАИ), который окончил в 1931 году.
Карьера С.А. Косберга началась в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), куда выпускник МАИ был направлен на работу. В стенах ЦИАМ молодой специалист прошел профессиональный путь от инженера-конструктора до начальника научно-исследовательского отдела.
В ЦИАМ он занимался вопросами создания систем непосредственного впрыска топлива в головки цилиндров авиадвигателей, поскольку карбюраторные системы впрыска были недостаточно эффективны. Разработанная им технология непосредственного впрыска топлива, прорывная на тот момент, позволила существенно повысить мощность, экономичность и эксплуатационные характеристики авиационных двигателей.
В 1940 году работал заместителем главного конструктора ОКБ завода № 33 Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП) и начальником КБ по разработке систем непосредственного впрыска на этом заводе. Под его руководством создаются агрегаты и системы топливопитания и регулирования для многих авиационных поршневых и газотурбинных двигателей.
В 1941 году Косберг возглавил проектирование и производство агрегатов непосредственного впрыска в городе Бердск около Новосибирска в качестве главного конструктора ОКБ-154 (КБ химической автоматики). Был создан и запущен в серийное производство агрегат непосредственного впрыска НВ-ЗУ для авиационного двигателя АШ-82ФН генерального конструктора А. Д. Швецова. Использование этой системы существенно улучшило полетные характеристики двигателя, который гарантировал советским истребителям преимущества по сравнению с лучшими немецкими машинами.
Во время Великой Отечественной войны моторы АШ-82ФН с агрегатом НВ-ЗУ устанавливались на самолётах-истребителях Ла-5 и Ла-7 генерального конструктора С. А. Лавочкина, бомбардировщиках Ту-2 и торпедоносцах Ту-2Д генерального конструктора А. Н. Туполева, а после войны – на самолетах-истребителях Ла-9, Ла-11 С. А. Лавочкина, пассажирских самолётах Ил-12 и Ил-14 генерального конструктора С. В. Ильюшина.
10 февраля 1958 года состоялась судьбоносная для космонавтики встреча Семёна Косберга с Сергеем Королёвым. Сергей Павлович предложил Косбергу решить в предельно сжатые сроки сложнейшую «космическую» задачу. Соблазнительный своей амбициозностью проект заинтересовал конструктора. В итоге всего за полгода в возглавляемом Косбергом ОКБ-154, совместно с королёвским ОКБ-1, был создан двигатель третьей ступени ракеты-носителя «Восток», на которой впервые в мире состоялся пилотируемый полет Ю.А. Гагарина.
2 января 1959 года впервые был запущен в космос косберговский двигатель РД-0105. Это стало переломным моментом в развитии космонавтики: ранее ракетные двигатели запускались только на Земле. Благодаря этому двигателю советские ракеты впервые достигли поверхности Луны и сфотографировали ее обратную сторону.
Заслуженными наградами Семёна Ариевича за вклад в освоение Луны стали кратер на ее обратной стороне, названный в честь Косберга, ученая степень доктора наук и Ленинская премия.
На освоении Луны космические успехи талантливого конструктора не закончились. Впереди была другая работа в интересах всего человечества – разработка нового двигателя для первого полета человека в космос. РД-0109, предназначенный для полета Юрия Гагарина, создавался уже в Воронеже. Год и три месяца потребовались на его разработку.
Двухступенчатая ракета-носитель, разработанная Королёвым, успешно запустила на орбиту три первых земных спутника. Однако дальнейшее увеличение массы выводимых на орбиту аппаратов для исследования космоса было невозможно без создания третьей ступени для достижения второй космической скорости (11,2 км/с), позволяющей преодолеть земное притяжение. До кончиков пальцев инженеру-конструктору, каким, несомненно, был Семён Косберг, оказалось по плечу решение этой труднейшей задачи.
12 апреля 1961 года этот двигатель вывел в космос ракету «Восток» с первым космонавтом на борту. В центре управления полетами наступила полная тишина. Все замерли в тревожном ожидании. Больше всех, конечно, волновался сам Косберг, главный конструктор двигателей последней ступени ракеты. Вот как описывал эпохальное событие журнал «Техника молодежи»: «Косберг, вот такой, маленький ростом, в ту минуту будто стал еще меньше. Показалось, что он врос в землю. На площадке много людей, и все с немым вопросом смотрят на него. И вдруг – веселый озорной голос Гагарина с борта космического корабля: «Косберг сработал!» Передал прямым текстом, без шифра. Что тут было! Косберг подпрыгнул выше своего роста. Ребята кричат: «Качать Косберга!» А он стоит, улыбается такой уставшей улыбкой и выговорить слова не может»…
Американцы, прослушивавшие трансляцию с момента взлета Гагарина, удивлялись: что такое «косберг» и как именно он сработал. А первый космонавт получил нагоняй от руководства партии за вырвавшееся в эмоциональном порыве слово: тогда имена конструкторов были строго засекречены. Звание Героя Социалистического Труда за полет Гагарина Косбергу вручали закрытым указом Президиума Верховного Совета СССР.
Рассказывают, что именно С.А. Косбергу дал свой первый автограф после приземления первый космонавт. Конструктор встречал его в составе официальной делегации на поле недалеко от города Энгельса, куда приземлилась капсула с Юрием Гагариным. Семён Косберг протянул ему свежий номер местной газеты «Волжская коммуна». На странице газеты, рядом с сообщением ТАСС о своем полете, первый человек, увидевший Землю из космоса, написал: «С.А. Косбергу за третью ступень».
Газета-реликвия до сих пор хранится в краеведческом музее города, где родился выдающийся конструктор.
Он ушел из жизни 3 января 1965 года через несколько дней после автокатастрофы, в которой получил тяжелые травмы. Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище.
Семён Ариевич Косберг стал одним из тех, кто проложил дорогу к звездам, исполнив давнюю мечту человечества…