28 января 1967 г. завершились государственные испытания ТРДД Д-30
Исследования двухконтурных двигателей (ТРДД) велись в ЦИАМ с конца 1940-х годов: изучались общие закономерности улучшения параметров и характеристик двигателей подобной схемы. В начальный период рассматривались только двигатели с раздельным истечением газов из внутреннего и наружного контуров. В 1952 г. А.Л. Пархомовым впервые была установлена возможность повышения экономичности и тяги ТРДД путем смешения истекающих потоков при равенстве полных давлений в потоках перед смешением. Эти и последующие исследования сыграли важную роль при создании первых отечественных ТРДД со смешением потоков Д-30 и НК-8.
Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-30 (ПС-30) разработан в ОКБ П.А. Соловьева в 1963 г. для пассажирского самолёта Ту-134. Прототипом для создания Д-30 стал первый отечественный двухконтурный ТРД Д-20П, созданный для Ту-124.
Д-30 построен по двухвальной схеме со смешением потока газа наружных и внутренних контуров, имел двухкаскадный компрессор: 4-ступенчатый со степенью повышения давления 2,65 первый каскад и 10-ступенчатый со степенью повышения давления 7,1 второй каскад; трубчато-кольцевую камеру сгорания; 4-ступенчатую турбину. Общее для двух контуров реактивное сопло с лепестковым смесителем и камерой смешения позволило улучшить экономичность и акустические характеристики двигателя. При сухой массе 1810 кг Д-30 развивал взлетную тягу 6800 кгс при удельном расходе топлива 0,770 кг/кгс ч.
При разработке Д-30, отличавшегося повышенной по меркам того времени температурой газа на входе в турбину (1360К), специалисты ЦИАМ (К.М. Попов, В.П. Почуев, А.Г. Романов) оказали влияние на выбор системы воздушного охлаждения турбины и схемы течения в каналах рабочей лопатки. Впервые на отечественном серийном двигателе были применены охлаждаемые рабочие лопатки 1-й ступени турбины.
Серийное производство Д-30 было организовано в 1972 г. Всего изготовлено около 8000 двигателей семейства Д-30. В процессе производства его конструкция постоянно дорабатывалась.
На базе Д-30 были созданы несколько модификаций, среди которых Д-30КУ для пассажирских самолетов Ил-62М и Ту-154М и Д-30КП для военно-транспортного Ил-76. Взлетная тяга новейших версий Д-30КП3 увеличилась до 13 000 кгс при удельном расходе топлива на крейсерском режиме 0,645 кг/кгс ч. В Китае производится копия Д-30КП2 под индексом WS-18, при этом в течение многих лет в эту страну поставляются и аналогичные изделия российского производства. Двигатели семейства Д-30 считаются одними из самых надёжных в мире.