29 марта 1960 года состоялся первый полет Ту-124 с ТРДД Д-20П
Идею двухконтурного двигателя еще в 1930-х годах предложил А.М. Люлька, получивший на это изобретение авторское свидетельство № 312328/25 от 22 апреля 1941г. В турбореактивном двухконтурном двигателе (ТРДД) воздушный поток попадает в компрессор низкого давления, после чего часть потока проходит по обычной схеме через турбокомпрессор высокого давления, камеру сгорания и турбину, а остальная часть (холодная) идет через внешний контур, создавая дополнительную тягу. В результате снижается температура выходного газа, снижается расход топлива и уменьшается шум двигателя.
Первые отечественные двухконтурные двигатели начали создаваться в 1950-х годах: Д-20 конструкции П.А. Соловьева и НК-6 конструкции Н.Д. Кузнецова представляли собой двухвальные ТРДД со степенью двухконтурности 1,5 и 2,0 и с форсажной камерой в наружном контуре. Двигатели Д-20 и НК-6 не производились серийно, но они послужили базой для создания многих широко известных ТРДД и ТРДДФ различного назначения, выпускавшихся большими сериями: Д-20П, Д-30, Д-30КУ/КП, Д-30Ф6, НК-8, НК-86, НК-144-22, НК-32.
Разработка Д-20 была начата в 1955 г. в ОКБ под руководством П.А. Соловьёва (ныне ОАО «Авиадвигатель»). Двухконтурный двигатель для Ту-124 получил индекс Д-20П (литера «П» значила «пассажирский»). Переделка проекта свелась главным образом к отказу от форсажной камеры, что не заняло много времени.
ЦИАМ были даны рекомендации по выбору схемы, параметров и законов регулирования ТРДД Д-20П, был исследован рабочий процесс и разработаны рекомендации по его запуску. Первые в Европе испытания двухконтурных вентиляторов для двигателей НК-8 и Д-20П были проведены на стенде ЦИАМ. Испытания камеры сгорания Д-20П и НК-8, проведенные в ЦИАМ, позволили улучшить их характеристики и снизить неравномерность поля температуры газа перед турбиной.
Двигатель Д-20П состоял из осевого трехступенчатого компрессора низкого давления; осевого восьмиступенчатого компрессора высокого давления; трубчато-кольцевой камеры сгорания с двенадцатью жаровыми трубами; одноступенчатой газовой турбины высокого давления; двухступенчатой газовой турбины низкого давления; сопла с раздельными потоками газа из контуров.
При сухой массе 1468 кг взлетная тяга Д-20П составляла 5500 кгс. С 1959 по 1979 г. на ОАО «Пермский моторный завод» было изготовлено более 700 экземпляров. На основе Д-20П был создан знаменитый Д-30, модификации которого производятся до сих пор.