15 апреля 1988 года совершил первый полет Ту-155 с двигателем НК-88, работавшим на жидком водороде
1988 год
Ту-155 стал первым в мире самолетом, использующим водородное топливо. Инициатором применения водорода в авиации выступил ЦИАМ. Жидкий водород по теплотворной способности втрое превосходит углеводородное топливо, не говоря о его экологических преимуществах. Это было известно давно, но практический интерес к криогенным топливам в авиации был инициирован ЦИАМ, выпустившим в 1955 г. научно-техническую справку с аргументацией перехода с керосина на водород. В 60-х годах в ЦИАМ прошли испытания экспериментального ГТД-350, работавшего на газообразном водороде. В разработку концепции криогенной авиации большой вклад внесли специалисты ЦИАМ А.Н. Антонов, А.В. Байков, А.И. Гулиенко, В.И. Гуров, В.М. Калинин, В.В. Карпушин, Р.И. Курзинер, С.И. Мартыненко, Ф.Н. Олифиров, Д.Г. Пажи, Е.Ф. Сапожкова, Л.Н. Смирнова, С.В. Чиванов.
Реальность использования криогенного топлива на ЛА была подтверждена созданием Ту-155 с двигателем НК-88 разработки ОКБ Н. Д. Кузнецова. Первый в мире самолет, использующий жидкий водород в качестве топлива, поднялся в небо 15 апреля 1988 г. Специалисты ЦИАМ разработали отраслевой стандарт на водород в качестве авиационного топлива.
В дальнейшем НК-88 был модернизирован в вариант НК-89 для работы на сжиженном природном газе (СПГ) – жидком метане, который представлялся более реальной альтернативой, имея на 100 К выше температуру кипения в сравнении с водородом, а также более низкую стоимость. В процессе испытаний Ту-155 было установлено 14 мировых рекордов и совершены демонстрационные международные рейсы в Ниццу, Ганновер и Берлин. В отделе химмотологии ЦИАМ проблемой использования криогенных углеводородных топлив занимались Л. С. Яновский и Н. Ф. Дубовкин.