3 декабря 1930 года. Создание ЦИАМ
1930 год
Рождение ЦИАМ
После Первой мировой войны авиация окончательно перестала быть видом экзотического спорта и утвердилась как самая передовая отрасль технического прогресса. Но в Советском Союзе, пережившем ещё и революцию, гражданскую войну и иностранную интервенцию, развитие авиации буксовало. В немалой степени отставание было обусловлено отсутствием собственного моторостроения.Научно-технические проблемы авиационного моторостроения решались как в ЦАГИ под руководством профессора Б.С. Стечкина, так и в Научном автомоторном институте (НАМИ) под научным руководством профессора Н.Р. Брилинга. Пользы делу такая двойственность не приносила.
13 августа 1930 г. 19 авиационных специалистов обратились с письмом в ЦК ВКП(б). Среди подписавших это обращение были три будущих начальника ЦИАМ и два главных конструктора моторостроительных ОКБ. Непосредственным поводом для обращения стало решение Президиума ВСНХ о передаче в ВАТО (Всесоюзное автотракторное объединение) Опытного завода НАМИ, который строился преимущественно для производства авиационных моторов.
В письме говорилось: «Известно, что за все 13 лет (Советской власти – прим. ред.) мы не создали ни одного законченного авиационного двигателя. Известно также, что за все время в Союзе разными организациями было запроектировано больше 40 авиационных двигателей: 30 из них было сдано в производство, около 15 построено, но ни один из них не стоит на самолётах. Наше опытное строительство было исключительно бесплодно. Теперь же, когда завод построен и в основном готов к ликвидации прорывов, он передаётся в ВАТО. Таким образом, наше авиационное моторостроение теряет только что созданную им базу».
Реакция руководства страны последовала незамедлительно. 11 сентября 1930 г. был подписан приказ Реввоенсовета и ВСНХ СССР о передаче из ВАТО Наркомвоенмору всего движимого и недвижимого имущества, относящегося к авиационному моторостроению, включая земельный участок в Лефортово, на котором располагался Опытный завод и авиационный отдел НАМИ. Авиационный отдел НАМИ присоединялся к Винтомоторному отделу ЦАГИ. В результате из НАМИ пришли будущие главные конструкторы В.Я. Климов, А.А. Микулин, А.Д. Чаромский, В.А. Добрынин. Так образовался Отдел авиационных моторов (ОАМ) ЦАГИ под руководством профессора Б.С. Стечкина.
Наконец 3 декабря 1930 г. прошло заседание Реввоенсовета, на котором было принято решение об объединении ОАМ-ЦАГИ с отделом опытного моторостроения завода №24 (теперь НПЦ газотурбостроения «Салют») и о создании единого Института авиационных моторов. Начальником института был назначен кадровый военный специалист ВВС РККА И.Э. Марьямов. Эти непростые преобразования, заложившие фундамент всем будущим успехам отечественного двигателестроения, заняли 3 месяца и 20 дней.
Главной задачей, поставленной перед ИАМ, было «обеспечение воздушного флота отечественными авиамоторами, которые по своему техническому уровню должны соответствовать лучшим мировым достижениям». Ведущую роль института подчеркнул факт его переименования в 1932 г. в Центральный институт авиационного моторостроения – ЦИАМ. В институте были созданы два конструкторских подразделения: отдел бензиновых двигателей, который в 1931 году возглавил В.Я. Климова и отдел нефтяных двигателей под началом А.Д. Чаромского. В них сосредоточились работы по всем перспективным авиамоторам.
Только вместе с опытным отделом завода № 24 в ЦИАМ поступило восемь проектов. Также были переданы разработки ЦАГИ и НАМИ. Между тем ещё перед своим назначением на должность начальника института И.Э. Марьямов отмечал: «Надо оставить в разработке не более 3 моделей и изгнать из плана все, что не проверено собственным или иностранным опытом. В конструкциях не должно быть никаких фантазий, которые убили в прошлом, может быть талантливые, но не приспособленные к жизни проекты».
По материалам юбилейной книги «85 лет ЦИАМ»