31 декабря 1968 года. Дебютный полет Ту-144 – первого в истории сверхзвукового пассажирского авиалайнера
Первый в истории сверхзвуковой пассажирский авиалайнер Ту-144 взлетел 31 декабря 1968 г., на два месяца раньше англо-французского «Конкорда». Ту-144 стал первым пассажирским самолётом, преодолевшим звуковой барьер. Это произошло 5 июня 1969 г. на высоте 11 000 метров. Следующий символический рубеж в 2 Маха самолёт преодолел 25 мая 1970 г, совершив полёт на высоте 16 300 м со скоростью 2150 км/ч. Первые Ту-144 оснащались двухконтурными двигателями с форсажными камерами (ТРДДФ) НК-144 генерального конструктора Н.Д. Кузнецова. Но они отличались повышенным расходом топлива и недостаточной тягой (17 500 кгс). На смену им в Рыбинском КБМ (НПО «Сатурн») главным конструктором П.А. Колесовым был создан одноконтурный РД-36-51А, который имел тягу 20 000 кгс и на 30-40% меньший удельный расход топлива, что увеличивало дальность на 2200 км. Это был первый в мире ТРД для сверхзвукового полёта без форсажа.
ЦИАМ принимал активное участие в разработке и доводке обоих двигателей. В.М. Величковский руководил доводкой многофорсуночной камеры сгорания НК-144 на стендах филиала ЦИАМ, а И.И. Галюн отработал эффективность и устойчивость процесса горения в форсажной камере этого двигателя. Ту-144 установил 14 мировых рекордов, но был снят с эксплуатации по экономическим соображениям. Однако созданные для него двигатели послужили основой для других уникальных разработок.