15 марта 1902 года родился Тигран Меликсетович Мелькумов
1902 год
15 марта 1902 года родился выдающийся ученый, специалист по двигателям, начальник ЦИАМ им. П.И. Баранова с 1947 по 1951 год - Тигран Меликсетович Мелькумов.
Тигран Меликсетович родился в 1902 году. Его семья рано лишилась отца, мать одна вырастила троих сыновей и дала им образование. В 1919 году Тигран Меликсетович окончил гимназию и вступил в ряды Красной Армии. После завершения гражданской войны и демобилизации в 1923 году поступил в Бакинский политехнический институт, по окончании которого остался в нем работать ассистентом кафедры двигателей внутреннего сгорания. Одновременно работал инженером-конструктором в проектном бюро ВСНХ.Уже в качестве видного специалиста по тепловым двигателям в 1932 году Тиграна Меликсетовича пригласили в Москву на должность начальника моторного отдела в Научно-исследовательский институт Гражданского воздушного флота. Одновременно он начал педагогическую деятельность в Военно-воздушной академии им. проф. Н.Е. Жуковского и в 1935 году стал кадровым преподавателем академии. В 1937 году после защиты диссертации Т.М. Мелькумову была присуждена ученая степень кандидата технических наук.
Работая в НИИ ГВФ, в 1937 году Тигран Меликсетович приступил к разработке авиационного дизеля малой мощности. Это был четырехтактный, пятицилиндровый звездообразный дизель с воздушным охлаждением – двигатель Д-II с оригинальной системой газораспределения. Двигатель прошел официальные испытания, но по ряду причин, не зависящих от автора проекта, в серийное производство запущен не был.
В 1940 г. Т.М. Мелькумову была присуждена ученая степень доктора технических наук и звание профессора. В том же году он был назначен начальником кафедры теории авиационных двигателей ВВА им. Н.Е. Жуковского. В академии им. Н.Е. Жуковского он проработал до 1969 года. Там им была создана лаборатория двигателей, носящая с 1977 года его имя.
В период Великой Отечественной войны Т.М. Мелькумов был командирован на фронт для разрешения проблем, возникающих при эксплуатации различных авиадвигателей, и проведения научных экспериментов. За эту работу в 1943 году он был удостоен государственной награды.
В 1946 году Тигран Меликсетович был назначен первым заместителем начальника ЦИАМ по научной части, а с 19 апреля 1947 – начальником ЦИАМ.
Период его деятельности в ЦИАМ был трудным и насыщенным важнейшими событиями в жизни Института. В то время завершался переход Института на тематику, связанную с реактивными двигателями, ЦИАМ эволюционировал из проектно-конструкторского института, каким он в основном был до Великой Отечественной войны, в научно-исследовательский. Необходимо было провести реорганизацию ЦИАМ, переквалификацию сотрудников, создать новую экспериментальную базу для проведения исследования натурных реактивных двигателей и их элементов. По инициативе Т.М. Мелькумова в 1947-1948 гг. был создан ряд новых тематических лабораторий, связанных с исследованиями реактивных двигателей и их элементов. Существовавшие к тому времени в ЦИАМ лаборатории были переориентированы на решение новых задач, стоящих перед Институтом.
Осуществляя крупную организационную перестройку ЦИАМ, Тигран Меликсетович много внимания уделял методическим вопросам и результативности исследований. Он требовал от научных работников четкого формулирования задач, методов их решения, анализа комплекса вопросов, связанных с решением поставленной задачи, конкретных выводов и рекомендаций для промышленности.
В 1949 г. под руководством Т.М. Мелькумова были выполнены крупные исследования, в ходе которых была выявлена перспективность разработки ТРД с форсажными камерами. По инициативе Тиграна Меликсетовича в содружестве с ОКБ им. А.И. Микояна были начаты исследования форсажных камер, завершившиеся созданием в ОКБ В.Я. Климова первого отечественного ТРДФ – двигателя ВК-IФ.
За проведение исследований и разработку компрессоров для ГТД, за оказание технической помощи ОКБ Т.М. Мелькумову и сотрудникам лаборатории компрессоров была присуждена Государственная премия.
В 1949 году Мелькумов, академики М.В. Келдыш, Л.И. Седов, главный конструктор А.М. Люлька обратились в ЦК ВКП (б) с письмом о необходимости ускорить создание экспериментальной базы института. Постройка новых образцов ТРД сильно тормозилась из-за отсутствия в ОКБ высотной экспериментальной базы для их доводки. Именно при Мелькумове неподалеку от подмосковного города Лыткарино началось строительство Национального экспериментально-исследовательского комплекса для испытаний всех создаваемых в ОКБ двигателей и их основных элементов в имитированных высотно-скоростных условиях полета. В 1955 году крупнейший в Европе испытательный комплекс вошел в строй.
В 1968 году коллективу работников ЦИАМ, принимавших активное участие в создании НИЦ ЦИАМ и в исследованиях двигателей на высотных стендах, была присуждена Государственная премия. В числе ее лауреатов был и Тигран Меликсетович.
Т.М. Мелькумов – автор 79 научных работ, охватывающих все типы авиационных двигателей, и известной монографии «Теория быстроходного дизеля», переведенной на ряд иностранных языков. За серию работ по охлаждению ЖРД криогенными жидкостями Т.М. Мелькумову и его сотрудникам в 1964 году была присуждена премия им. Н. Е. Жуковского. Тигран Меликсетович был награжден четырьмя орденами Советского Союза и медалями.