1 января 1935 года. Приказ о передаче работ по опытному двигателестроению из ЦИАМ в ОКБ
1 января 1935 г. Кузница кадров
1 января 1935 г. вышел приказ народного комиссара тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе о передаче работ по опытному двигателестроению из ЦИАМ в ОКБ при серийных заводах.
17 января 1933 г. Сталин в речи на пленуме ЦК ВКП(б), подводя итоги первой пятилетки, провозгласил: «У нас не было авиационной промышленности. У нас она есть теперь». Соответственно изменившейся ситуации и разработку авиадвигателей необходимо было вести в промышленных масштабах. ЦИАМ выполнил свою задачу по консолидации компетенций и подготовке высококвалифицированных кадров двигателестроения. В жизни института начался новый этап: переход от разработки отдельных конструкций к исследованию общих научно-технических задач отрасли, к решению наиболее сложных проблем, возникавших при создании, испытаниях и эксплуатации авиадвигателей, к работе на перспективу.
Однако и в формировании двигательных ОКБ институт сыграл важную роль. Почти весь руководящий научно-технический состав новых конструкторских коллективов комплектовался специалистами ЦИАМ. Многие из них в разные годы возглавляли эти ОКБ.
А.А. Микулин и В.А. Добрынин наладили серийный выпуск двигателя М-34 (устанавливался на самолетах Р-5, ТБ-3, МБР-2, МП-1БИС, ТБ-4, ДБ-А, ТБ-7) на заводе № 24 в Москве (ныне «НПЦ газотурбостроения «Салют»).
А.Д. Чаромский довел до промышленного производства авиадизель АЧ-30Б (Ер-2, Пе-8) на заводе № 500 (ныне «ММП им. В. В. Чернышёва»).
В Рыбинске на заводе № 26 (ныне «НПО «Сатурн») В.Я. Климов начал производство легендарных моторов 100-й серии (Як-1, ЛаГГ-1, Як-3, Як-7, Як-9, СБ, Пе-2, Ар-2 и др.). В Запорожье на заводе № 29 (ныне «Мотор Сич») под руководством С.К. Туманского и Е.В. Урмина (в эвакуации) производится самый массовый в мире поршневой мотор М-11 (По-2, Як-18, всего изготовлено 100 тыс. экземпляров двигателя), а также «звезда» М-85 (ДБ-3).
В Перми под руководством И.И. Побережского в 1934 г. был построен моторостроительный завод № 19 (ныне «Пермские моторы»), на котором началось производство М-25 (И-14, И-15, И-153, И-16 и др.), а в годы войны выпускался АШ-82 (Ла-5, Ла-7, Су-2, Ту-2).
К.И. Жданов возглавил ОКБ-150 в г. Ступино (ныне «НПП «Аэросила»).
Руководителями различных ОКБ впоследствии были назначены работавшие в ЦИАМ А.М. Люлька, В.Н. Челомей, С.А. Косберг, В.В. Уваров, О.Н. Фаворский, В.А. Доллежаль, В.А. Константинов, С.Ш. Бас-Дубов, В.И. Кирсанов, А.М. Добротовский.