27 марта 1956 года поднялся в воздух стратегический бомбардировщик 3М с двигателем ВД-7 (РД-7)
1956 год
ВД-7 разработки В.А. Добрынина (с 1931 по 1934 г. работал в ЦИАМ) стал первым в СССР (наряду с АЛ-7) двигателем со сверхзвуковой ступенью компрессора. Ведущую роль в его проектировании играл ЦИАМ.Работы по созданию компрессорной ступени со сверхзвуковой скоростью потока начались в 1948 году в ЦИАМ (С.И. Гинзбург) и ЦАГИ (Ю.Н. Васильев). В 1952 году были получены экспериментальные характеристики нескольких типов сверхзвуковых ступеней компрессора. Наиболее работоспособную модель предложил в ЦАГИ Ю.Н. Васильев. (В 1955 году он перешел в ЦИАМ, после чего исследования по сверхзвуковым ступеням сосредоточились в институте.)
За счет повышения степени сжатия в сверхзвуковой ступени до невиданного по тем временам значения (1,9) можно было сократить общее количество ступеней компрессора, длину и массу двигателя. Компрессор ВД-7 (первоначально проект создавался под индексом ВД-5, а затем получил обозначение РД-7) имел девять ступеней с общей степенью сжатия 10, что было значительным шагом вперед по сравнению с двигателем предыдущего поколения АМ-3 (Ту-16, М-4) со степенью сжатия 6,4.
При максимальной тяге в 13 000 кгс, крейсерский расход топлива ВД-7 составлял 0,72 кг/(кгс•ч), как у лучших зарубежных образцов, в то время как у АМ-3 потребление топлива составляло 0,89 кг/(кгс•ч), что не позволяло Ту-16 и М-4 с этим двигателем достичь межконтинентальной дальности. Степени сжатия 10 была достигнута впервые в мире. Так как опыта создания подобных двигателей не было, а сверхзвуковые ступени были мало изучены, то потребовалось длительная доводка компрессора и двигателя в целом.
В первые годы работа ВД-7 сопровождалась разрушением лопаток сверхзвуковой ступени из-за недостаточной жесткости корпуса. Решить эту проблему помогли методы расчета на прочность лопаток компрессора и устойчивость корпуса двигателя при изгибе поперечными силами, разработанные в ЦИАМ И.А. Биргером и В.М. Даревским. В 1957 г. на высотном стенде ЦИАМ Б.М. Силиным были проведены испытания ВД-7 с самолетными входными каналами, что помогло бороться с другой проблемой – помпажем.
На бомбардировщике 3М с двигателем ВД-7 было установлено 14 мировых рекордов. Его транспортная модификация ВМ-Т «Атлант» применялась для доставки элементов многоразовой системы «Энергия – Буран» на Байконур. Модификация двигателя ВД-7М с тягой на форсаже 16 500 кгс устанавливалась на сверхзвуковой ракетоносец Ту-22. В биографии этого двигателя еще одно уникальное достижение: 18 октября 1966 года десять ВД-7 подняли в небо легендарный экраноплан КМ взлетной массы 544 т. До полета Ан-225 «Мрия» это был самый тяжелый летательный аппарат в мире.