17 июня 1906 года родился Константин Васильевич Холщевников, один из создателей научной школы лопаточных машин
1906 год
К. В. Холщевников, крупный советский ученый и конструктор авиационных двигателей, один из создателей научной школы лопаточных машин.
Константин Васильевич Холщевников родился в Москве, в семье приказчика торгового дома братьев Зиминых. Трудовую биографию начал в качестве разнорабочего. В 1925 г. был призван на службу в Красную Армию, а годом позже произошел случай, круто изменивший его судьбу: он выиграл в лотерею полет над Москвой, после чего, в то время инструктор политуправления РККА, решил связать жизнь с авиацией. Константин добивается зачисления в военно-теоретическую школу летчиков, а заканчивает обучение в знаменитой Качинской школе, где одним из первых был допущен к самостоятельным полетам. Затем наступает еще один резкий поворот в его судьбе: молодой летчик заинтересовался авиационной наукой. В 1931 г. Константин поступает в МАИ и после окончания института в 1936 г. приходит на работу в ЦИАМ, где трудится до ухода из жизни в 1976 г. В первые годы работы в Институте Константин Васильевич проявил себя не только как исследователь, но и как талантливый конструктор.Большой вклад К.В. Холщевников внёс в работы по повышению мощности, высотности и снижению удельной массы поршневых двигателей. Это достигалось применением нагнетателей, в создании которых непосредственное участие принимал Константин Васильевич.
Под его руководством был создан турбокомпрессор ТК-2. Его особенностью было использование зубчатой передачи. За счет повышения частоты вращения компрессора удалось существенно уменьшить его размеры. В начале 1941 г. ТК-2 прошел летные испытания на самолете СБ.
Еще одной интересной конструкторской работой К.В. Холщевникова стал воздушно-реактивный двигатель компрессорного типа (ВРДК) Э3020, с помощью которого в марте 1945 г. был поднят в небо истребитель И-250Н (МиГ-13), развивший скорость 825 км/ч. ВРДК представлял собой комбинацию поршневого и реактивного двигателей, в которой привод осевого компрессора осуществлялся от поршневого двигателя ВК-107А. Э3020 получил неофициальное название «ускоритель Холщевникова», но по сути это был новый тип силовой установки, появление которой ускорило переход от поршневой к реактивной авиации в СССР. Немаловажно, что это была полностью оригинальная отечественная разработка, а не копия зарубежного образца.
В 1950 г. Константин Васильевич был удостоен Государственной премии, в 1957 г. защитил докторскую диссертацию. С 1957 г. являлся заместителем начальника ЦИАМ. В 1967 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. За время работы в ЦИАМ получил 15 авторских свидетельств на изобретения, награжден орденами и медалями.
С 1955 г. он возглавлял в Институте работы по ядерным ВРД и космическим ядерным энергоустановкам. Однако наибольшую известность получили его теоретические труды как одного из создателей теории лопаточных машин. Работы К.В. Холщевникова в этой области считаются классическими и переизданы в ведущих зарубежных авиационных державах. По ним учились и продолжают учиться целые поколения отечественных двигателистов. Перечень его трудов начинается с выпущенной в 1938 г. в соавторстве с В. И. Дмитриевским монографии «Нагнетатели и наддув авиационных двигателей» и заканчивается опубликованным в 1970 г. учебником «Теория и расчет лопаточных машин». Всего же К.В. Холщевников написал 10 книг. С 1945 г. он читал лекции в МАИ (с 1957 г. – в звании профессора).
Авторитет К.В. Холщевникова основывался не только на его компетентности как ученого. Ценились и его личные качества. Все, знавшие Константина Васильевича, отмечали, что доброжелательность сочеталась в нем с принципиальностью. Характерный эпизод произошел однажды в ОКБ П. А. Соловьева на заседании с участием министра авиационной промышленности СССР П.В. Дементьева. По воспоминаниям ведущего научного сотрудника ЦИАМ А. Г. Романова, обстановка настолько накалилась, что министр, раздраженный неуступчивостью К.В. Холщевникова по одному из вопросов, пригрозил отстранить его от должности научного руководителя ОКБ. На что последовал ответ: «Вы можете снять меня с должности, но своих убеждений я, как ученый, изменить не могу».
По материалам статьи Е.К. Холщевниковой, дочери ученого, и Д.А. Боева, опубликованной в журнале «Двигатель» №3, №4, 2006 г.