15 февраля 1899 года родился Александр Дмитриевич Чаромский, конструктор авиационных и танковых дизелей
1899 год
А вместо сердца – дизельный мотор
Алексей Дмитриевич Чаромский — выдающийся конструктор авиационных и танковых дизельных двигателей, однин из основных инициаторов создания ЦИАМ.Алексей Дмитриевич родился в селе Чаромское Вологодской губернии. Отец умер рано, мать осталась одна с тремя малолетними детьми, однако смогла дать сыну образование в трехклассной церковно-приходской школе. 12-летним ребенком он уезжает в Петроград и начинает работать учеником в булочной. Половину жалованья отправляет семье. В 1913 году идет на Путиловский завод, где обучается токарному мастерству. По вечерам учится в вечерней школе.
Зимой 1918 года добровольцем А.Д. Чаромский уходит в Красную Армию, принимает участие в гражданской войне. В марте 1921 г. демобилизуется и поступает на рабфак технологического института в Петрограде, но уже в августе призывается в армию. Служит на различных должностях: начальником политотдела Мурманского укрепрайона, начальником политотдела Кронштадской крепости, комиссаром 1-й Истребительной эскадрильи. В 1923 году он поступает в Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского, оканчивает ее в числе первых выпускников в 1928 году. По рекомендации Государственной экзаменационной комиссии, в которую входили Б.С. Стечкин, В.Я. Климов, А.Д. Швецов и др., А.Д. Чаромского направляют в Научный автомоторный институт (НАМИ), где вскоре назначают заведующим авиационным отделом.
В те годы НАМИ работал над созданием двигателей и для автомобильного транспорта, и для авиации. Объединение столь разносторонних задач тормозило развитие обоих направлений, было нерациональным. Алексей Дмитриевич возглавил инициативную группу авиационных специалистов в составе 19 человек, которая 13 августа 1930 года обратилась к Сталину с предложением об организации в системе авиационной промышленности Института авиационных моторов. Постановлением Реввоенсовета 3 декабря 1930 года был организован ИАМ (Институт авиационных моторов), переименованный в 1932 году в ЦИАМ.
В Институте А.Д. Чаромский был назначен начальником отдела нефтяных двигателей (ОНД). Вместе с группой конструкторов он начал разработку проектов авиационного дизеля и экспериментальных установок для научных исследований рабочего процесса. В 1933 году его работы по изучению двухфазного процесса впрыска топлива как минимум на двадцать лет опередили аналогичные зарубежные изыскания. Особо следует отметить инициативу А.Д. Чаромского в разработке методологии проектирования и доводки двигателей и их отдельных узлов.
Пост руководителя ОНД Алексей Дмитриевич совмещал с должностью главного конструктора ЦИАМ. Под руководством Чаромского было выполнено более 15 проектов опытных четырехтактных и двухтактных дизелей различных схем. Итогом этих работ стало создание в 1936 году авиационного дизеля АН-1 — V-образного 12-цилиндрового двигателя мощностью 750 л.с. (на высоте 2500 м) с приводным центробежным нагнетателем и двумя турбокомпрессорами ТК-1 конструкции В.И. Дмитриевского. Двигатель успешно прошел государственные испытания и по многим параметрам, в том числе по энерговооруженности, опередил зарубежные аналоги. Основные конструкторские решения и опыт доводки двигателя АН-1 были использованы при создании танкового дизеля В-2, нашедшего самое широкое применение в танках и самоходных артиллерийских установках во время Великой Отечественный войны.
К 1937 году был создан ряд модификаций дизеля АН-1: АН-1А, АН-1Р, АН-1РТК и другие. Мощность модифицированных двигателей была увеличена до 1250 л.с. на взлетном режиме и до 1000 л.с. на номинальном.
В 1938 году А.Д. Чаромский был арестован и попал в Особое техническое бюро НКВД (ОТБ). В ОТБ он возглавил моторную группу, в которой работали специалисты, ставшие в последующем видными учеными и конструкторами в авиации и ракетостроении.
В период работы в ОТБ А.Д. Чаромский спроектировал два образца авиационных дизелей, разработанных на основе АН-1. Двигатель М-20 не был достроен, а М-30, оснащенный четырьмя турбокомпрессорами, производился малой серией и устанавливался на самолеты БОК-15 и ТБ-7. В ночь на 11 августа 1941 года в налете на Берлин приняли участие в том числе и тяжелые бомбардировщики ТБ-7, оснащенные этими авиационными дизелями.
В 1942 году А.Д. Чаромский был освобожден из заключения и назначен главным конструктором на завод, где был развернут серийный выпуск дизелей М-30Б. В 1944 году этот мотор получил новое наименование по имени создателя – АЧ-30Б, на тот момент этот двигатель являлся самым мощным в мире авиационным дизелем.
За годы войны было выпущено более 1500 двигателей АЧ-30Б. За его создание и освоение в серийном производстве А.Д. Чаромскому в 1943 году была присуждена Сталинская премия первой степени. В 1944 году ему было присвоено звание генерал-майора инженерно-авиационной службы. Его работы как главного конструктора были отмечены правительственными наградами: орденами Ленина в 1945 и 1948 гг., Суворова II степени в 1944 г., орденом Трудового Красного Знамени в 1943 году.
В 1947 году А.Д. Чаромский вернулся в ЦИАМ, где продолжил работу по созданию двухтактного авиадизеля, разрабатывая проект двигателя М-305 с взлетной мощностью 10 000 л.с. Результаты этих работ стали основой для докторской диссертации, успешно защищенной в 1953 году.
Впоследствии, будучи главным конструктором на других предприятиях, А.Д. Чаромский поддерживал тесную связь со специалистами ЦИАМ и оставался консультантом Института. Алексей Дмитриевич Чаромский – выдающийся ученый, конструктор, организатор и наставник.