Павел Мульгинов: «В трудовой книжке у меня единственная запись – ЦИАМ»
14 апреля 2022 года исполняется 70 лет начальнику сектора отделения "Авиационные двигатели" ЦИАМ, кандидату технических наук Павлу Леонидовичу Мульгинову.
Павел Леонидович проработал в институте более 47 лет, он участник организации и проведения сложных и уникальных экспериментальных работ, создания прорывного двигателя четвертого поколения для боевой авиации и свидетель полувековой истории нашего института.
В интервью он расказывает о своем пути в профессию, работе в институте и об истории флагманского 300 отделения ЦИАМ.
Павел Леонидович, что повлияло на Ваш выбор специальности, круг профессиональных интересов? Почему выбрали МАИ как альма-матер?
70-е годы – годы великих достижений нашей страны во всех областях науки и техники, в том числе в ядерной физике, авиации, космосе. Поэтому на волне этих успехов молодежь мечтала стать не бизнесменами, фотомоделями или блогерами, как сейчас, а учеными, инженерами и конструкторами. Престижными институтами в стране были МИФИ, МФТИ, МАИ, МВТУ. Сомнений у меня не было, как в известной песне пелось: «только в МАИ». А в МАИ сердцем самолета – пламенным мотором – занимались на втором двигательном факультете. Так я и сделал выбор.
Вы пришли в ЦИАМ сразу после окончания с отличием Московского авиационного института. Почему выбор пал именно на ЦИАМ?
Факультет «Двигатели летательных аппаратов» имел очень тесные связи с ЦИАМ. Наиболее видные ученые института, такие как Г.Н. Абрамович, К.В. Холщевников, В.М. Акимов, В.А. Сосунов, А.Я. Черкез и другие, преподавали на кафедрах этого факультета. Поэтому мы хорошо знали о головной роли ЦИАМ в авиационном двигателестроении нашей страны, и на распределении при первой же возможности мой выбор пал именно на ЦИАМ. Затем дипломная практика в ЦИАМ в отделе 302 на стенде У-9М Московской площадки, подготовка диплома (руководитель – д.т.н., профессор В.М. Акимов), незабываемая защита дипломной работы в Розовом зале Института и окончательное распределение в отделение 300. Это было в марте 1975 года.
Какой была Ваша первая работа в ЦИАМ? С какой должности Вы начали свой карьерный путь?
Первая должность у всех направляемых в ЦИАМ инженеров-механиков после МАИ – инженер (с небольшим отличием: инженер-экспериментатор с повышенным аж на 10 рублей окладом за красный диплом). В трудовой книжке так и осталась единственная запись о месте работы - «ЦИАМ», что сейчас бывает довольно редко.
Моя первая работа была связана с проведением специальных испытаний авиационных ГТД на стенде ЦИАМ, расположенном в Подмосковье.
Вам посчастливилось войти в профессию в момент бурного развития авиационной техники, и вся профессиональная жизнь связана с отделением «Авиационные двигатели». Какие яркие личности и работа над решением каких технических задач дали импульс для развития как инженера и специалиста?
Действительно, мое вхождение в профессию совпало с бурным развитием авиационной техники и реактивных двигателей различных схем и назначений. Отделение «Авиационные двигатели» было поистине головным подразделением института, которым в то время руководили видные ученые: Н.Я. Литвинов, В.А. Сосунов, М.М. Цховребов, А.И. Ланшин. Хочу отметить, что в отделении всегда было много ярких и творческих личностей. Общение с ними повлияло на формирование у меня широкого научного мировоззрения и мое становление как инженера-экспериментатора. Следует отметить выдающихся ученых-экспериментаторов В.О. Боровика и А.Я. Черкеза, которые передали мне методологические подходы к работе с реальными «железными» двигателями и проведением их испытаний.
Как мы уже упомянули, Вы учились в МАИ. Как часто Вы бываете в стенах института? Вспоминаете ли студенческие годы?
К сожалению, мне не часто удавалось посещать альма-матер МАИ, о чем я искренне сожалею. Но чудесные студенческие годы забыть невозможно, особенно три поездки в студенческие отряды на строительство Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС, классические поездки на «картошку» и военную кафедру с ее сборами.
Вы долгое время были «ведущим» по связям института с ОКБ им. В.Я. Климова. Можете рассказать, какие исследования ЦИАМ повлияли на успешность изделий ОКБ или какие проблемы при создании двигателей дали импульс для развития экспериментальных исследований в институте?
Действительно, практически с первых лет работы в ЦИАМ, помимо основной тематической работы, мне пришлось быть сначала помощником, а с 1981 года и руководителем комплексной бригады «ведущих» по ЛНПО им. В.Я. Климова (ныне АО «ОДК-Климов») и участвовать в работах по созданию ТРДДФ нового, четвертого поколения РД-33. Создание этого двигателя было прорывным и выполнялось в тесном сотрудничестве нашего института и ОКБ. В состав бригады «ведущих» входил весь цвет научного коллектива института и его руководство.
Революционный переход отрасли на новое четвертое поколение ТРДДФ потребовал решения принципиальных вопросов от конкурса по выбору газогенератора (особо отмечу В.Н. Федякина), проектирования высоконагруженных ступеней компрессоров (В.В. Митрохин, Л.Е. Ольштейн), сверзвуковых одноступенчатых ступеней турбин (К.М. Попов, В.Д. Венедиктов, В.Х. Абианц), коротких основной и форсажной камер (В.Е. Дорошенко, А.А. Горбатко). Решение задач при создании двигателя РД-33 дало импульс в развитии методологии создания новых двигателей, повышении уровня экспериментальных исследований как узлов, так и двигателя в целом. Отдельно следует отметить, что практически вся доводка двигателя по параметрам была проведена в ТБК ЦИАМ на стенде Ц-2 при участии С.Б. Петрова под руководством А.Я. Черкеза. Двигатель РД-33 прошел государственные испытания в декабре 1984 года и вслед за Д-30Ф6 продолжил создание четвертого поколения военных двигателей для истребителей в СССР.
В 1990-е годы пришлось пережить непростой период развала и стагнации, что помогало двигаться и развиваться в это время? Какой совет Вы дадите сегодняшней молодежи?
Девяностые годы я вспоминаю с тяжелым сердцем. Институт потерял больше половины кадрового состава. Из-за отсутствия финансирования были закрыты целые направления работ, в том числе и работы нашего коллектива. Остаться в профессии в то время было подвигом. Помог оптимизм и опыт работы с реальными «железными» двигателями, в том числе по проведению их автономных наземных полигонных испытаний.
В период перестройки (1989 – 2002 гг.) в рамках работ по конверсии авиационной техники для угольной промышленности России в ЦИАМ (совместно с НПП «АВИАКОН» и Тураевским МКБ «Союз») были выполнены работы по разработке, изготовлению и внедрению на предприятиях угольной отрасли ряда уникальных высокопроизводительных комплексов объемного пожаротушения на базе авиационных газотурбинных двигателей. Нами были предложены и реализованы оригинальные схемы установок пожаротушения с использованием авиационных ГТД (Р13-300, ВСУ ТА-6А и Аи-9В, М701с-500), ряд из которых был внедрен в угольной промышленности.
Молодежи могу дать простой совет: в любой, даже самой сложной ситуации сохранять оптимизм в поиске новых тем и не бояться отходить от устоявшихся традиционных схем и подходов для решения поставленных задач.
Что входит в круг Ваших научных интересов сейчас?
В настоящее время я продолжаю работу в качестве «ведущего» по АО «ОДК-Климов» по семейству двигателей РД-33 и силовым установкам на их основе, руковожу работами института по научно-техническому сопровождению разработок модификаций двигателя РД-33МК и СУ с двигателем РД-93МА. Также работаю в комиссиях по расследованию летных происшествий самолетов МиГ-29К/КУБ.
Вы являетесь одним из старейших участников ставшего уже традиционным Гидроавиасалона в г. Геленджик и «драйвером» участия специалистов института в этом мероприятии. Как оцениваете роль ЦИАМ в формировании его научной повестки?
В качестве члена Методического совета Научной конференции в рамках «Гидроавиасалона» я участвую с 2010 года. Формирую повестку и организую работу секции № 7 конференции: «Маршевые силовые и бортовые энергетические установки для амфибийных и безаэродромных летательных аппаратов».
На всех пленарных заседаниях конференций неизменно с докладом по актуальным темам авиадвигателестроения выступает генеральный директор ЦИАМ. К работе секции № 7 с основными докладами привлекаются ведущие специалисты института, которые информируют конференцию о проблемах создания научно-технического задела и знакомят с последними достижениями отрасли. Активными участниками конференций являются А.В. Луковников, А.С. Полев, В.А. Палкин и другие авторитетные в отрасли эксперты.