Связь сквозь время (к 100-летию ПАО "Туполев")
24 октября 2022
Успех авиационной техники складывается из множества составляющих, и одна из важнейших – совершенствование двигателя и силовой установки. Образованный в 1930 году, Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») на протяжении более 90 лет создает научно-технический задел, который становится главной опорой для КБ и производственных предприятий при разработке авиационных двигателей, ускоряя их выход в опытное, а затем и серийное производство.С первых дней
Тесные творческие узы с первых дней образования связывают ЦИАМ с КБ ПАО «Туполев». Уже в 1931 году А.А. Микулиным в ЦИАМ был создан первый отечественный поршневой двигатель с водяным охлаждением М-34. Он лег в основу всей тяжелой массовой авиации того времени, существенно укрепившей обороноспособность СССР.
В 1936–1937 годах на самолете АНТ-25 с этим двигателем были совершены рекордные беспосадочные перелеты из СССР через Северный полюс в Америку. Решением Правительства на ЦИАМ были возложены доводка и подготовка двигателей для этих беспримерных по тому времени перелетов.
В предвоенные годы ЦИАМ становится головным научно-исследовательским центром авиационного моторостроения. Из стен института вышли многие известные специалисты, как, например, авиаконструктор К.В. Минкнер, который отвечал за испытания и подготовку двигателей для перелета АНТ-25 и в дальнейшем возглавил моторную тематику ОКБ в должности заместителя А.Н. Туполева по силовым установкам.
Вехи истории
Вехи развития ОКБ А.Н. Туполева, созданные им самолеты – это вехи истории страны: первый реактивный самолет Ту-104, представленный в Англии в 1956 году, первый пассажирский самолет Ту-114 с турбовинтовыми двигателями, равных которому по вместимости и дальности тогда не было, первый сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144... Но не только рекорды были задачей ОКБ. Заслугой коллектива стало создание множества боевых самолетов довоенной поры, времен Великой Отечественной войны и послевоенного периода. Наиболее массовыми и известными из них стали гражданские лайнеры Ту-134 и Ту-154.
Большой вклад «Туполев» вносит в освоение новых двигателей и силовых установок. Так, первые мощные отечественные реактивные двигатели АМ-3 устанавливались на самолет Ту-16, на базе которого был создан самолет Ту-104. На Ту-144 были поставлены 20-тонные двигатели НК-144А и РД 36 51А. На самолете Ту-155 была опробована силовая установка с применением криогенных топлив: водорода и сжиженного природного газа. Сегодня на смену им идут новые самолеты с отечественными двигателями, в настоящее время реализуется целый ряд перспективных проектов.
В тесном контакте
Все эти работы ведутся в тесном контакте с ЦИАМ – государственным научным центром, ведущей научной организацией авиационного двигателестроения.
В ЦИАМ были созданы основы теории воздушно-реактивных двигателей, разработаны методы расчета компрессоров, газовых турбин и камер сгорания, созданы научные основы прочности и надежности авиационных двигателей. Научная школа прочности и надежности, как и ряд других школ ЦИАМ, заложила пути развития отрасли на десятилетия вперед. В последние годы институтом выполнены крупные научные исследования по обеспечению создания перспективных двигателей для летательных аппаратов разного назначения с существенно меньшим расходом топлива, меньшим весом и шумом и значительно большим ресурсом.
ЦИАМ высоко ценит сотрудничество с ПАО «Туполев» во всех областях авиационной техники, которое воплощается в конкретных разработках во благо отечественной авиации. Успешное развитие авиации, решение экономических и оборонных задач, стоящих перед страной – наша общая цель.
Источник: Федеральный журнал «PRO безопасность» №3 (20) август - сентябрь 2022.