ЦИАМ – флагман авиационного двигателестроения России
6 декабря 2021
03 декабря 1930 года образован Институт авиационных моторов, получивший впоследствии название Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова. Деятельность ЦИАМ в значительной степени определяет вхождение России в элитный клуб стран, способных производить авиационные двигатели мирового класса. Именно поэтому экспозиция ЦИАМ на Международных авиационно-космических салонах традиционно находится в центре внимания специалистов. Самой впечатляющей демонстрацией вклада ЦИАМ в отечественное авиастроение является беспрецедентная лётная программа авиасалона: практически все отечественные авиационные двигатели самолётов и вертолётов, принимающих участие в показах, созданы при участии учёных и специалистов ЦИАМ. А демонстрация новинок, находящихся в стадии опытно-конструкторских работ, вселяет уверенность, что и в будущем отечественные воздушные суда будут оснащаться современными авиационными двигателями российского производства.История ЦИАМ тесно связана с историей нашей страны. После окончания Первой мировой войны прогресс в мировом самолётостроении быстро набирал обороты. Однако развитие авиации в Советском Союзе сдерживали не только тяжёлые последствия революции и гражданской войны, но и отсутствие в стране собственного авиационного моторостроения. Научно-техническими проблемами этого направления в те годы параллельно занимались в ЦАГИ и Научном автомоторном институте, но такая схема не была эффективной. В этой ситуации группа авиационных специалистов обратилась к руководству СССР, в результате чего вышло решение правительства от 03 декабря 1930 года об объединении винтомоторного отдела ЦАГИ с отделом опытного моторостроения завода №24 им. М.В. Фрунзе и о создании единого Института авиационных моторов (ИАМ). Главная задача, поставленная перед ИАМ – "обеспечение воздушного флота отечественными авиамоторами, которые по своему техническому уровню не должны уступать лучшим мировым достижениям". В 1932 году институт переименован в Центральный институт авиационного моторостроения.
В январе 1935 года основная часть проводимых в институте проектных работ по опытному двигателестроению была передана на серийные моторостроительные заводы, при которых создаются ОКБ. Главной задачей ЦИАМ стало обеспечение промышленности научно-технической и экспериментальной поддержкой и определение перспектив дальнейшего развития двигателестроения. В период Великой Отечественной войны ЦИАМ работал над увеличением мощности и высотности поршневых двигателей боевых самолётов, активно помогал фронту в освоении их ремонта и эксплуатации. В первые послевоенные годы институт практически полностью переключился на воздушно-реактивную тематику. За несколько следующих десятилетий были созданы несколько поколений турбореактивных двигателей, и каждый раз ЦИАМ выступал инициатором и главным разработчиком концептуальных документов, определяющих приоритетные направления национальной технической политики в области авиационного двигателестроения, формировал необходимый научно-технический задел, участвовал в проектировании, испытаниях и доводке изделий, повышении их характеристик в эксплуатации.
В 1970-1980-е годы при значительном вкладе ЦИАМ были созданы такие шедевры отечественного двигателестроения как Д-30Ф6, РД-33, АЛ-31Ф и НК-32. В те же годы институт проводил исследования по изучению криогенных топлив, в качестве которых рассматривались жидкие водород и метан. В 1990-х исследования ЦИАМ привели к прорыву в создании гиперзвуковых двигателей. Всего за более чем 90-летнюю историю в ЦИАМ создано несколько научных школ мирового уровня, определяющих пути развития авиационного двигателестроения на десятилетия вперёд.
Вместе со всей страной ЦИАМ пережил и трудные времена последнего десятилетия ХХ века, когда встал вопрос о выживании отрасли в новых экономических условиях. Символом возрождения стал ПД-14 – первый российский авиационный двигатель пятого поколения для нового среднемагистрального самолёта МС-21, созданный авиационной промышленностью в тесном сотрудничестве с ЦИАМ и ставший бесспорным прорывом России за последние 40 лет. Первые демонстрационные полёты МС-21-310 с двигателем ПД-14 успешно прошли на МАКС-2021 и стали украшением его лётной программы.
Новейшие проекты ЦИАМ также были широко представлены на МАКС-2021. Институт продолжает наращивать компетенции в новом для России сегменте гражданских реактивных двигателей большой тяги – от 24 до 50 тонн. Результатом НИР стало техническое предложение по двигателю ПД-35, в котором дан перечень из 18 критических технологий, необходимых для обеспечения конкурентоспособности будущего двигателя. Не забыты и проблемы создания двигателей для возрождения малой авиации России: ЦИАМ ведёт ряд научно-исследовательских работ в этой области, институтом сформирован единый типоразмерный ряд авиационных двигателей, задача которых – полностью закрыть потребности отечественных разработчиков беспилотной и пилотируемой техники. В ближайшем будущем авиационную технику ждёт внедрение принципиально новых электроэнергетических концепций и технологий. В более отдалённой перспективе – создание высокоскоростного воздушного транспорта со сверхзвуковой, а затем и гиперзвуковой крейсерской скоростью. Все эти проекты реализуются промышленностью в тесном сотрудничестве с ЦИАМ. Они широко обсуждались специалистами на МАКС-2021 в ходе презентаций и докладов в рамках деловой программы авиасалона.
Прошлое российского авиадвигателестроения, а вместе с ним и всего авиапрома страны, невозможно представить без деятельности ЦИАМ. Но институт не останавливается на достигнутом и на основе глубокого всестороннего прогноза развития науки и техники планирует и проводит фундаментальные и прикладные исследования. Таким образом он закладывает научно-инженерный фундамент для летательных аппаратов, которые будут использоваться в 2030-2050 годах, и которые, несомненно, станут главными событиями авиасалонов МАКС на ближайшие десятилетия.
Авиасалон