35 лет со дня триумфального полета МТКС «Энергия-Буран»
15 ноября 2023
35 лет назад, 15 ноября 1988 года состоялся первый и единственный полет многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран», которому суждено было стать эпохальным событием в истории нашей страны.В создании уникальной разработки был сконцентрирован весь опыт отечественного авиа- и ракетостроения того времени и весь научный и технический потенциал страны. Проект объединил порядка 1200 отечественных предприятий и стал одним из наивысших достижений в развитии отечественной ракетно-космической техники. Инженерные решения, появившиеся во время работы над комплексом «Энергия-Буран», до сих пор находят применение в космической отрасли.
Постановление Совмина СССР о создании уникальной космической системы вышло в 1974 году, сразу после закрытия луной программы и ей на смену в качестве грандиозной цели для советской науки и промышленности. Эта задача требовала мобилизации лучших творческих сил страны. В 1976 году было принято правительственное постановление о привлечении ЦИАМ к созданию двигателей системы «Энергия-Буран».
В рамках этого проекта ЦИАМ принял участие в создании самого мощного в мире жидкостного ракетного двигателя первой ступени РД-170/171, двигателей второй ступени РД-0120 и РД-120, уникальных ЖРД управления и ориентации 17Д15 и 17Д16, а также ракетно-турбинного двигателя РТВД-14, служившего автономным источником энергии для привода насосов гидросистем корабля «Буран» на этапе атмосферного полета и посадки.
Уникальность объединенной двигательной установки «Буран» заключается в том, что впервые в мировой истории в ней был использован криогенный окислитель – жидкий кислород.
Для первой ступени сверхтяжёлой ракета-носителя «Энергия» коллективом НПО «Энергомаш» создавался РД-170 – самый мощный ЖРД в мире (тяга в вакууме 806,4 тс). Доводка ЖРД с давлением в камере сгорания 250 атм. шла чрезвычайно тяжело. Огневые испытания первых экземпляров заканчивались полным разрушением двигателя. После совместного мозгового штурма специалистами ЦИАМ и НПО «Энергомаш» было принято предположение, что причина аварий в турбине. По рекомендациям прочнистов ЦИАМ турбина была перепроектирована, перепад давления на ней был снижен. Реализация этих рекомендаций обеспечила работоспособность двигателя РД-170. Разработанный на его основе РД-180 используется на РН США Atlas V. Американцы признают, что альтернативы этому двигателю не существует. РД-190, созданный на основе технологий РД-170, предназначен для новейшей тяжелой ракета-носителя «Ангара», которая обеспечит России независимый доступ на геостационарную орбиту.
Подтверждение характеристик двигателей «Буран» при работе в атмосфере на высотах до 40 км проводилось на стенде Ц16-Т/В Научно-испытательного центра (НИЦ) ЦИАМ. Коллектив специалистов Института провел все необходимые доводочные и официальные испытания. Успешно отработали двигатели и в полете «Бурана».
По указанию министра авиапрома И.С. Силаева для оценки надёжности двигателя ракеты «Энергия» на предприятие-разработчик были командированы специалисты ЦИАМ. Предложения института были положены в основу плана работ по доводке двигателя по надёжности.