Специалисты ЦИАМ приняли участие во Всероссийском форуме по двигателям и энергоустановкам
Специалисты Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») приняли участие во Всероссийском научно-техническом форуме двигателей и энергетических установок. Посвященное 110-летию ПАО «ОДК-Кузнецов» мероприятие прошло в начале октября в Самаре.
Главной темой форума стали вопросы цифровой трансформации авиационного двигателестроения. Участники обсудили вызовы, которые цифровая индустриализация ставит перед российскими двигателестроителями, а также пути ускоренной цифровой трансформации промышленности за счет технологических проектов, проектов по импортозамещению и достижению технологического лидерства.
Цифровые технологии уже стали неотъемлемой составляющей процесса разработки авиационных двигателей. На мероприятии представителями ЦИАМ был сделан обзорный доклад на тему «Цифровые двойники ГТД: что изменилось за прошедшее время». На основе проведенных в ЦИАМ работ по созданию «цифровых двойников» (ЦД) газотурбинных двигателей были проанализированы изменения в представлении о ЦД за последние несколько лет. Прежде всего, в ходе плотной работы с АО «ОДК» и другими предприятиями сформировалась концепция ЦД газотурбинных двигателей (ГТД), был выпущен ГОСТ 57700.37–2021 «Компьютерные модели и моделирование. Цифровые двойники изделий. Общие положения». У специалистов появилось представление, как работать с требованиями к ЦД на разных этапах жизненного цикла ГТД. Выработались подходы к использованию компьютерных моделей в ходе разработки ЦД ГТД, а также, что немаловажно, был разработан подход к верификации и валидации компьютерных моделей, сертификации ПО, верификации и валидации ЦД ГТД.
Безусловно, внимание на форуме уделялось и другим актуальным вопросам авиадвигателестроения, в частности, обеспечению прочности и надежности двигателей. ЦИАМ представил доклад о результатах исследований влияния внешних факторов на прочность полимерных композиционных материалов (ПКМ) авиационного назначения. В рамках данной работы в институте проводились испытания в условиях отрицательной и повышенной температур, а также в условиях комбинации влаги и повышенной температуры. По результатам работы определены наиболее опасные внешние воздействующие факторы, в наибольшей степени снижающие характеристики прочности. Данные результаты могут быть применимы при проектировании деталей из ПКМ.
Специалисты института рассказали и про исследования характеристик конструкционной прочности полимерных и керамических композиционных материалов, которые можно применять при изготовлении деталей авиационных двигателей. Было отмечено, что в ЦИАМ создается нормативно-техническая база, которая позволяет определять основные расчетные значения характеристик композиционных материалов при температурах до +1500°С с учетом различных воздействующих факторов.
Сотрудники ЦИАМ были в числе активных участников дискуссионного клуба «Цифровые технологии в двигателестроении», на котором специалисты профильных предприятий, научных и учебных заведений представляли и обсуждали работы по направлению «цифровых двойников» и их реализации в области авиадвигателестроения. Рассматривалось применение данной технологии на основных этапах жизненного цикла изделия: проектирование, испытания, производство и эксплуатация.
По итогам мероприятия ПАО «ОДК-Кузнецов» выразило благодарность специалистам ЦИАМ за активное участие в форуме в роли спикеров и экспертов.