ЦИАМ получил благодарность от Минтранса РФ
За участие представителя Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») в третьей Конференции Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по авиации и альтернативным видам авиационного топлива (CAAF/3) институту объявлена благодарность от Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации.
ЦИАМ на Конференции ИКАО представлял начальник сектора.
По мнению директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России А.В. Самолетова, участие специалиста ЦИАМ в мероприятии такого уровня помогло корректно изложить позицию России и способствовало наращиванию потенциала российских экспертов в вопросах, связанных с разработкой и внедрением устойчиво производимых видов авиационного топлива (SAF), топлива с низким содержанием углерода (LCAF) и других более чистых источников энергии для авиации, а также более глубокому пониманию глобальной политики по сокращению эмиссии СО₂.
В рамках Конференции ИКАО рассматривались такие вопросы, как применение в авиации альтернативных видов авиационного топлива, расширение объемов и географии производства SAF, сертификация, финансирование и трансфер технологий. Делегация Российской Федерации, которую возглавлял представитель ЦИАМ и в которую входили эксперты из Минтранса России, ФГУП ГосНИИ ГА, НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ПАО «Газпром нефть» и АО «СПбМТСБ», представила свою позицию по всем пунктам повестки Конференции, базируясь на Заявлении России и принятой недавно новой Климатической доктрине 2023 года. В соответствии с принципом общей, но дифференцированной ответственности (CBDR), Российская Федерация, учитывая существующие в настоящее время ограниченные возможности многих государств в отношении производства и использования SAF, не поддержала установление каких-либо количественных показателей по обязательной доле использования SAF в гражданской авиации как в глобальном, так и региональном масштабах.
По оценкам ряда международных экспертов в течение длительного периода перехода к широкому использованию SAF целесообразным может быть применение топлива типа LCAF, которое могло бы помочь осуществить общий переход на SAF более безболезненно и плавно. Данное решение может быть применено быстрее и шире, с меньшими прогнозируемыми затратами и без негативных последствий. Кроме того, де-факто в настоящее время имеющиеся различия в углеродном следе традиционного авиационного топлива практически не учитываются при его использовании, что представляется не совсем логичным и справедливым.
Что касается важного вопроса технической сертификации и сертификации устойчивости SAF и LCAF, то Российская Федерация предложила для ускорения процессов сертификации создать международные региональные центры сертификации SAF и LCAF.
Россия также выступила за продолжение обсуждения в ИКАО методов учета более чистых источников энергии для авиации, включая применение атомной энергии и газомоторных топлив.
Позиция России была поддержана многими странами, в том числе Китаем, Саудовской Аравией, Ираком и Индией. После длительных переговоров была принята Глобальная рамочная программа ИКАО в отношении использования SAF, LCAF и других источников чистой энергии в международной гражданской авиации. Она предусматривает коллективную глобальную цель в виде сокращения эмиссии парниковых газов на 5% к 2030 году за счёт использования альтернативных видов авиационного топлива.
Соблюдению национальных интересов РФ в вопросе применения альтернативных видов авиационного топлива помогла бы разработка государственной комплексной программы поддержки производства таких видов топлива на территории РФ. Данная программа должна включать планы по сокращению выбросов парниковых газов в авиации за счет применения альтернативных видов авиационного топлива, меры по стимулированию производства и потребления таких топлив, предусматривать решение вопросов научной разработки и внедрения технологий производства, организации на национальном и международном уровнях технической сертификации и сертификации на соответствие критериям устойчивости производства SAF, LCAF и других чистых источников энергии. Также придется решить задачу развития новых технологий производства и технической сертификации SAF. В соответствии с формирующимися на глобальном уровне подходами потребуется разработать эффективные национальные решения по сертификации углеродного следа новых продуктов и их соответствия критериям устойчивого развития.