Ушел из жизни Борис Фёдорович Шорр
С глубоким прискорбием сообщаем, что ушел из жизни выдающийся ученый, доктор технических наук, профессор Борис Фёдорович Шорр.
Он родился в Москве, закончил в 1949 году МАИ по специальности инженер-механик по авиадвигателям и, проработав несколько месяцев в авиационном КБ, с октября 1949 года перешел на работу в ЦИАМ. В институте он прошел большой путь, защитив кандидатскую (в 1955 г.) и докторскую (в 1965 г.) диссертации. С 1965 по 1993 годы он работал начальником отдела динамики – заместителем начальника отделения динамики и прочности, а затем – главным научным сотрудником. Уйдя на пенсию в 2023 году, Борис Фёдорович поставил в институте рекорд творческого долголетия, проработав почти 75 лет.
Борис Фёдорович – ветеран Великой Отечественной войны и Ветеран труда.
Научно-техническая деятельность Б.Ф. Шорра была направлена на решение проблем прочности, динамики и ресурса авиационных двигателей. Многие результаты его работ нашли применение в стационарном и судовом турбостроении, а также способствовали развитию некоторых общих направлений механики деформируемых систем. Б.Ф. Шорр разработал прикладную теорию закрученных стержней и на ее основе – практические методы расчета на прочность и колебания лопаток компрессоров, вентиляторов и турбин, широко использующиеся при проектировании отечественных авиадвигателей. Б.Ф. Шорр участвовал в создании первого отечественного высокотемпературного авиадвигателя проф. В.В. Уварова и в разработке теоретических и экспериментальных методов обеспечения прочности высокотемпературных конструкций. Им были усовершенствованы методы расчета динамических нагрузок в зубчатых передачах, разработаны методы расчета частот и форм колебаний рабочих колес турбомашин, принципы вибрационной диагностики двигателей и другие вопросы динамики авиадвигателей. Б.Ф. Шорр разработал новый метод расчета нестационарных динамических процессов в элементах машин на основе конечно-элементного волнового подхода и прямого математического моделирования и методы расчета напряжений в лопатках компрессоров при попадании в двигатель птиц, льда и града. Б.Ф. Шорр участвовал в создании Норм прочности авиадвигателей и Норм летной годности самолетов, а также руководств по ресурсным испытаниям двигателей. Он внес существенный вклад в создание и обеспечение успешной эксплуатации практически всех советских/российских газотурбинных авиационных двигателей.
Он готовил специалистов по прочности и динамике в МИФИ, МФТИ, МАТИ и Центральном институте повышения квалификации кадров авиапромышленности. Под научным руководством Б.Ф. Шорра защищено большое количество кандидатских и докторских диссертаций. Он был членом экспертной комиссии ВАК СССР по авиастроению. Являлся председателем Специализированного совета N3 ЦИАМ по защите докторских диссертаций, был членом национального комитета РФ по теоретической и прикладной механике.
Работы Б.Ф. Шорра опубликованы в 19 книгах и более чем в 200 печатных изданиях, он имеет 20 патентов и авторских свидетельств на изобретения.
Борис Фёдорович – Заслуженный деятель науки РФ (1996); Лауреат Государственной премии Украинской ССР (1982), премии им. Н.Е. Жуковского (за 1975 и 2022 гг.), премии им. Н.Д. Кузнецова (1991).
Особенно следует отметить последнюю крупную работу Б.Ф. Шорра – удостоенную премии им. Н.Е. Жуковского за 2022 год, монографию «Птицестойкость авиационных ГТД».
Борис Фёдорович был награжден орденом «Знак почета», памятными медалями к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, 50-, 60-, 70- и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и др.
Обладающий широкой эрудицией, высокоинтеллектуальный, доброжелательный и принципиальный человек Б.Ф. Шорр обладал большим авторитетом в институте, промышленности, науке и образовании. Он был автором интересных лирических и философских стихотворений, выпустил два сборника стихов.
Светлая память о Борисе Фёдоровиче навсегда сохранится у всех знавших его людей, а его многочисленные ученики, научные труды, идеи будут способствовать развитию авиационной науки, образования и промышленности.