В ЦИАМ подвели итоги деятельности в 2022 году и обсудили новые задачи
Отчетное годовое собрание состоялось в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). На мероприятии присутствовали генеральный директор НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» Андрей Дутов и президент Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД) Виктор Чуйко.
Генеральный директор ЦИАМ Андрей Козлов в своем выступлении отметил, что, несмотря на санкции, наложенные и на нашу страну, и на институт, поставленные цели и задачи удалось выполнить. Он кратко изложил основные итоги года.
Ключевым результатом стало успешное завершение 11 трехлетних научно-исследовательских работ (НИР), выполненных по заказу Минпромторга России. Тематика НИР охватывает широкий спектр направлений: от прикладных исследований в обеспечение формирования опережающего задела для создания перспективных двигателей, разработки научно-технической документации для сертификации двигателей до создания демонстраторов перспективных силовых установок гражданских самолетов, вертолетов и БПЛА и совершенствования технологий для их узлов и элементов.
Как было отмечено на собрании, в рамках этих работ впервые в истории ЦИАМ разработанные институтом двигатели-демонстраторы «встали на четыре самолета».
Активно развивается направление гибридных (ГСУ) и электрических силовых установок (ЭСУ). В прошлом году на МАКС-2021 выполнила полеты летающая лаборатория Як-40ЛЛ с ГСУ, в состав которой входит первый в мире электроавиадвигатель (мощность 500 кВт) с использованием технологий высокотемпературной сверхпроводимости (ВТСП). В этом году специалисты ЦИАМ испытали на Як-40ЛЛ уже полностью сверхпроводящую силовую установку – ВТСП применяется в ней не только в двигателе, но и в генераторе, и в силовом кабеле. Конструктивные подходы и решения по использованию ВТСП-технологий лягут в основу разработки ГСУ для перспективных летательных аппаратов и могут быть масштабированы на другие отрасли промышленности.
Создан демонстратор ЭСУ с двигателем мощностью 100 л.с., питание которого осуществляется от аккумуляторных батарей или водородных топливных элементов. ЭСУ, испытанная на легком пилотируемом самолете «Сигма-4Э», стала базой для разработанного в ЦИАМ отказоустойчивого 6-фазного электродвигателя-демонстратора ЭД-360 (мощность 360 кВт) для легких вертолетов.
Обширный практический опыт ЦИАМ лег в основу проведенного институтом в кооперации предприятий исследования эффективности применения ГСУ в составе регионального самолета. Одним из его результатов стало формирование дорожной карты по разработке критических технологий в обеспечение создания таких ЛА и конкретные рекомендации по использованию результатов НИР в практике отечественных ОКБ.
Разработанный в ЦИАМ двигатель-демонстратор АПД-500 (мощность 500 л.с.) ранее прошел наземные испытания в составе самолета Як-18Т. В этом году специалисты института испытали на летающей лаборатории Як-52 уже его модификацию – двигатель АПД-А для легких самолетов акробатической категории. В ходе реализации НИР обоснована возможность создания авиационных поршневых двигателей на базе силовых агрегатов серийных автомоторов и разработано техзадание на ОКР по созданию семейств АПД в классах мощности 220 и 500 л.с. для легких ЛА разного назначения на 1-9 мест.
Руководитель института напомнил, что в этом году Сертификационный центр ЦИАМ прошел переаккредитацию. Центром выполнен большой объем работ практически по всем существующим двигателям в части сертификационных испытаний, макетных комиссий, снятия ограничений.
В течение года осуществлен большой объем исследовательских, доводочных и сертификационных испытаний на исследовательских установках, высотных, климатических и узловых стендах ЦИАМ, не имеющих в России аналогов. Кроме того, для предприятий отрасли аттестовано более 50 стендов, поверено и откалибровано 2782 средства измерений.
Масштабная работа была проведена институтом в обеспечение сертификации перспективных двигателей и трансмиссий вертолетов гражданской авиации. Одним из главных итогов стала разработка 35 методических рекомендаций к нормам летной годности АП-33 и АП-29.
Продолжалась систематическая деятельность по анализу надежности и безопасности парков авиадвигателей: выявлялись причины отказов, разрабатывались мероприятия по устранению, осуществлялся контроль их внедрения.
В рамках обеспечения соответствия авиадвигателей международным экологическим требованиям специалистами разработаны проекты основных изменений в НТД по шуму и эмиссии вредных веществ от авиадвигателей, реализован ряд исследований в обеспечение разработки ключевых технологий, нацеленных на снижение данных характеристик.
Значимые работы проведены по традиционной для ЦИАМ теме формирования научно-технического задела в обеспечение создания перспективных СУ для магистральных и региональных самолетов ГА 2025-2030-х гг. 5+ и 6 поколений. Создан и испытан ряд демонстраторов технологий в т.ч. экспериментальная модель вентилятора с усовершенствованным силовым агрегатом, КС для ТРДД с многоточечным фронтовым устройством, гибридные подшипники с керамическими телами качения, рабочая лопатка ТВД с перспективным охлаждением, распределенная электронная САУ и многие другие.
Освоены новые технологии создания деталей двигателей из композиционных материалов, например, 3D-печать высокотемпературным термопластом, армированным непрерывным углеволокном и др., разработаны методические рекомендации по применению металлопорошковых композиций для изготовления деталей методом селективного лазерного спекания.
Создана база и реализованы начальные этапы разработки отечественной РСКП для разработки сложных объектов коллективными пользователями.
Получила дальнейшее развитие тема «цифровых двойников». Совместная работа в этой области ведется и с АО «ОДК», и с вузами: РГАТУ и СПбПУ.
Активно работает «сверхзвуковая» лаборатория ЦИАМ «Газовая динамика и силовая установка». Как подчеркнули на собрании, в основном в ней трудится молодежь, которая «за полтора года значительно выросла профессионально». Именно ей предстоит решить ряд сложных вопросов на стыке фундаментальной и прикладной наук, связанных с обеспечением оптимальных тягово-экономических, экологических характеристик, ресурса и надежности двигателя СПС нового поколения.
Воспитание кадров – приоритетная задача для науки. В 2022 году дипломы получили три аспиранта, 11 зачислены на первый курс. Всего в аспирантуре ЦИАМ сейчас обучается 42 аспиранта, при этом за последние четыре года их общая численность выросла на 65%.
Вдвое по сравнению с прошлым годом увеличилось количество патентов и свидетельств – их в этом году получено 36 (+212%), подано заявок – 47 (+204%).
В числе планов следующего года Андрей Козлов назвал завершение НИР по разработке демонстратора поршневого авиадвигателя для самолетов акробатической категории. Также в планах – участие в стратегически значимых комплексных научно-технологических проектах, реализуемых под руководством НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского».
Итоги собрания подвел Андрей Дутов. Он отметил, что в уходящем году «есть большие успехи, институту есть чем гордиться». Андрей Дутов также напомнил о важной роли отраслевой и прикладной науки в современных условиях развития российской авиации.
«Изменились реалии, но ЦИАМ в любых условиях остается флагманом науки и инженерным центром, – резюмировал Андрей Дутов. – Мы вступили в новую эпоху развития. Я не сомневаюсь, что мы всё сделаем как надо. Всё у нас будет: и летающие образцы, и новое поколение техники».
В рамках собрания состоялась церемония награждения. От имени АССАД, как организатора Научно-технического конгресса по двигателестроению, состоявшегося в рамках МФД-2022, Виктором Чуйко были вручены почетные грамоты работникам, которые внесли значимый вклад в организацию конгресса. Президент Ассоциации отметил, что тематические симпозиумы (12 из 15 симпозиумов прошли под руководством ученых ЦИАМ) «помогают донести до специалистов отрасли результаты работ, на которые можно опереться в дальнейшем развитии авиастроения».
Отмечены были и два работника ЦИАМ, получившие в уходящем году ученые степени. Награды им вручил генеральный директор института.