Вышел из печати номер журнала «Авиационные двигатели» №3 (16), 2022
6 октября 2022
Ежеквартальный научно-технический журнал «Авиационные двигатели» с 2018 года издается Центральным институтом авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Новый номер открывают материалы о людях, внесших значимый вклад в становление и развитие отечественной авиации: выдающемся ученом и конструкторе, академике РАН О.Н. Фаворском, ушедшем из жизни в июне 2022 г.; крупном организаторе авиапромышленности П.И. Баранове, 130 лет со дня рождения которого исполнилось в сентябре 2022 г. Третий материал посвящен крупному ученому в области теории ВРД, одному из лидеров научной школы двигателистов ЦИАМ Р.И. Курзинеру, 100-летний юбилей которого будет отмечаться в октябре этого года.
В память о Р.И. Курзинере в рубрике «Научное наследие» публикуется перепечатка его последней статьи, написанной совместно с академиком О.Н. Фаворским и посвященной развитию ВРД для авиации высоких скоростей как синтезу достижений различных отраслей науки и техники.
Тематику создания силовой установки (СУ) для перспективных высокоскоростных пассажирских самолетов продолжают другие материалы журнала. Так, в номере представлен аналитический обзор современных тенденций в зарубежных разработках. В отдельных статьях анализируются концепции СУ высокоскоростных ЛА: комбинированной СУ параллельной схемы и двигателей СУ самолета-разгонщика перспективной многоразовой двухступенчатой АКС.
Решению острой проблемы нехватки современных отечественных авиационных двигателей посвящена статья «Развитию авиационного двигателестроения может способствовать создание высокоэффективных энергоустановок малой мощности». В ней аккумулированы предложения ЦИАМ по развитию региональной авиации и энергетики на базе малоразмерных ГТД. Создание на базе единого газогенератора МГТД для ЛА разного назначения, а также конверсионное создание ГТУ на основе существующих авиационных МГТД будет способствовать и развитию энергетики. По оценкам экспертов, такая задача вполне осуществима в ближайшее время.
Альтернативные топлива рассматриваются как один из наиболее перспективных способов снижения эмиссии ГТД. Авторы статьи, посвященной особенностям керосино-водородной камеры сгорания гибридно-электрического ГТД, провели анализ опыта института по созданию такой камеры для ТРДД НК-88 и элементов конструктивных схем современных камер сгорания с позиции малой эмиссии. В статье дана оценка эмиссии NOx при работе КС как на керосине, так и на водороде и предложена схема разработанной в ЦИАМ двухтопливной камеры сгорания. Другая статья на эту тему посвящена рассмотрению опыта зарубежных компаний по разработке ГТУ на водородосодержащем топливе.
Журнал «Авиационные двигатели» открыт для сотрудничества с новыми авторами. Все направленные в редакцию материалы проходят процедуру рецензирования и редакторскую правку в соответствии с требованиями к научному изданию.
Выпуски журнала размещены на сайте ЦИАМ http://www.ciam.ru/journal, платформе eLibrary и включены в систему РИНЦ.
Подписку можно оформить в редакции (тел. 8 (495) 362-55-39, journal@ciam.ru) и в агентстве «Урал-Пресс» (подписной индекс BH018004).