Хронологический очерк о военном периоде в истории ЦИАМ
1941 год
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Объявлена всеобщая мобилизация. За 1941-1945 годы в армию были призваны 624 сотрудника ЦИАМ. Во исполнение постановления СНК от 5 июля 1941 года об эвакуации из центральных областей в Западную Сибирь часть оборудования и кадров ЦИАМ была эвакуирована в Уфу. Сотрудники ЦИАМ в Уфе принимали участие в изготовлении и сборке нагнетателей В.А.Доллежаля и установке их на моторах М-105. Далее эти моторы проходили испытания на заводе № 26 и отправлялись в 12-й Гвардейский полк 1-й Воздушной армии. В связи с военной обстановкой работы ЦИАМ были ориентированы на оказание оперативной помощи промышленности и ВВС. С сентября 1941 года в ОКБ, руководимом А.Д.Швецовым, приступила к работе бригада профессора М.М.Масленникова, принимавшая участие в доводке моторов АШ-73, АШ-82 и других.
На московской территории ЦИАМ организованы мастерские по ремонту авиационных двигателей отечественных и иностранных марок. Начальником мастерских назначен Е.К.Вязовский. По специальным графикам производился ремонт моторов АШ-82, М-105, АШ-62, М-25 и иностранных моторов «Мерлин XX», «Аллисон» и «Райт-Циклон». Ежемесячно ремонтировалось 18-20 моторов. В годы войны производство ЦИАМ оказывало большую помощь сельскому хозяйству: ежемесячно здесь изготовлялось около 40000 деталей сельскохозяйственных машин. Эти работы выполнялись при непосредственном участии Ф.И.Кудрявцева, А.В.Рябинова, В.П.Володенко, Л.К.Николенко, Н.А.Жабина, Д.Я.Слободчикова и других.
1942 год
В 1942 году испытательная станция преобразована в лабораторию испытания натурных двигателей. Ее руководителем назначен В.Р.Левин. Позднее, с 1948 года, в этой лаборатории были развернуты научно-исследовательские работы по турбовинтовым двигателям. В этом же году начальником ЦИАМ назначен профессор, доктор технических наук, генерал-майор инженерно-авиационной службы Владимир Исаакович Поликовский. До назначения в ЦИАМ он работал начальником винтомоторного отдела ЦАГИ. Из Уфы прибыл 1-й эшелон с реэвакуированным оборудованием (начальник эшелона Ф.И.Раков). Организовано специальное научно-исследовательское подразделение по автоматике авиадвигателей (лаборатория № 17). Руководителем лаборатории назначен Н.Г.Дубравский. Основными работами лаборатории в годы войны являлись разработка и внедрение на боевых самолетах систем объединенного управления винтом и газом двигателей — систем «ВГ» (Н.Г.Дубравский, Я.А.Глейх, И.И.Ильин, П.В.Родионов). В 1942 проведен комплекс исследований по улучшению воздушных фильтров для двигателей АМ-38Ф, устанавливаемых на штурмовике Ил-2, в результате работоспособность двигателя при полете у земли существенно улучшилась. В годы Великой Отечественной войны в ЦИАМ проводилась подготовка летно-технического состава действующей армии по эксплуатации иностранных поршневых двигателей и их агрегатов, поставлявшихся в СССР по ленд-лизу.
1943 год
1943 год. В соответствии с указаниями наркома авиационной промышленности А.И.Шахурина в ЦИАМ была создана группа главного конструктора А.М.Люльки по разработке и постройке опытного турбореактивного двигателя ТРД-1. Производство этого двигателя потребовало освоения новой технологии изготовления и сборки сварного стального ротора компрессора, лопаток турбины из жаропрочной стали, лопаток осевого компрессора из алюминиевого сплава, стальных сварных корпусов и других (В.В.Соколов, Л.П.Попков, Н.А.Пронякин, Д.Я.Слободчиков и другие).
Спроектированы, изготовлены и прошли летные испытания турбокомпрессоры ТК-3, ТК-М на самолетах различных типов: истребителях Ла-5 с двигателем АШ-82, бомбардировщике В.М.Мясищева с двигателями АШ-72, бомбардировщике Ил-4 с двигателем М-87. Цель испытаний — повышение боевой высоты этих самолетов (А.Н.Борсук, В.И.Дмитриевский, В.Е.Медовой, В.В.Фишгойт, Г.И.Ситников).
Организована постоянно действующая выставка отечественных авиационных двигателей и их агрегатов. Благодаря систематическому обновлению в период с 1943 по 1953 годы выставка была фактически центром демонстрации новейших достижений в области отечественного двигателестроения. Руководитель выставки — В.А.Комаровский.
1944 год
1944 год. В соответствии с текущими запросами моторостроительной промышленности и ВВС выполнен ряд важных работ: исследования по подбору топливных смесей и оценке влияния моторных факторов на склонность к детонации (В.Р.Левин, Д.Я.Коломацкий, С.Е.Каран, И.П.Федотовский, А.П.Горшенин, И.Г.Степин); высотные испытания двигателя М-106 на стенде У-72 до высоты 10 км (Е.З.Могилевский, А.В.Микеров); войсковые испытания пусковых систем, разработанных в ЦИАМ для запуска моторов ВК-105, АШ-82ФН, АМ-38 при низкой температуре без предварительного подогрева (Н.М.Олехнович, В.Д.Рево, Н.Г.Максимов, Е.Р.Терещенко, Я.А.Безменов, С.Д.Мазур).
Разработан эскизный проект одновального ТРД с центробежным компрессором и осевой турбиной (Н.Я.Литвинов, В.М.Микиртчан).
В.Н.Челомей с коллективом сотрудников ЦИАМ К.Н.Ларченко, Р.И.Курзинером, Н.Я.Литвиновым и другими разработал, осуществил доводку и провел испытания пульсирующего воздушно-реактивного двигателя волнового типа.
В результате исследований получены рекомендации, которые были положены в основу разработки отечественного ПуВРД волнового типа.
За успешное выполнение правительственных заданий по созданию авиационной техники награждены: орденом Красной Звезды — 1 человек, орденом «Знак Почета» — 12 человек.
1945 год
1945 год. Начата систематическая разработка теории и методов расчета турбореактивных двигателей. Испытаны трофейные ТРД с осевыми компрессорами ЮМО-004 и БМВ-003. Окончилась Великая Отечественная война победой над фашистской Германией. Значительный вклад в эту победу внес и коллектив ЦИАМ. Более 600 сотрудников института награждены боевыми орденами и медалями, в том числе орденом Отечественной войны I и II степени награждены 25 человек,орденом Красного Знамени — 6 человек, орденом Славы III степени — 17 человек. Из 624 сотрудников ЦИАМ, призванных в армию в годы войны, 174 человек погибли. В память погибших на территории института установлена стела. Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся заслуги в области научно-исследовательских работ по авиамоторостроению ЦИАМ награжден орденом Ленина.
Указом Президиума Верховного Совета СССР за успехи в научно-исследовательских работах по авиамоторостроению в период Великой Отечественной войны награждены: орденом Ленина — начальник ЦИАМ В.И.Поликовский, заместитель начальника ЦИАМ В.Д.Владимиров, А.И.Толстов, В.Р.Левин, Р.С.Кинасошвили, А.А.Фадеев, Д.Я.Слободчиков; орденом Красного Знамени — 7 человек; орденом Отечественной войны — 2 человека; орденом Красной Звезды — 10 человек; орденом «Знак Почета» −35 человек; медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие» — 28 человек.
Состоялось вручение коллективу ЦИАМ ордена Ленина и Грамоты Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических республик. Награду вручил Председатель Президиума Верховного Совета Союза ССР Ю.И Палецкис. От имени коллектива ЦИАМ награду получили: начальник института В.И.Поликовский, парторг ЦК ВКП(б) А.И.Григорьев, председатель завкома Ф.Т.Бияк, слесарь-сборщик Д.И.Семенов, начальник компрессорной лаборатории А.А.Фадеев.
После войны
1946 год. ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР в своем решении от 26 февраля поставили задачу добиться значительного развития и расширения базы научно-исследовательских институтов отрасли. По решению Министерства авиационной промышленности с 1946 года газотурбинная тематика стала основным направлением работ ЦИАМ. На основе накопленного научно-технического опыта и опережающих разработок ЦИАМ возглавил работы по срочному переоснащению отечественной авиации принципиально новым типом двигателей — реактивными взамен поршневых.