Национальная экспериментальная база
В 1953 г. в подмосковном Тураево был организован филиал ЦИАМ, испытательная база, которая с годами превратилась в крупнейший в Европе экспериментальный комплекс авиационных двигателей, – Научно-испытательный центр (НИЦ) ЦИАМ. В НИЦ действуют восемь стендов для натурных испытаний двигателей. Для испытаний узлов и систем двигателей доступно 50 стендов и установок, более 100 стендов и установок задействованы в испытаниях на прочность.
Любые замыслы ученых могут проверяться в Центральном институте авиационного моторостроения как на экспериментальных установках при проведении тонких физических экспериментов, так и на мощных стендах при испытаниях полноразмерных авиационных двигателей в реальных условиях эксплуатации.
Уникальная по своим возможностям воспроизведения условий полета экспериментальная база ЦИАМ формировалась в течение многих десятилетий. Все виды испытаний натурных двигателей, их узлов и систем можно проводить на ее стендах. Наиболее сложные и энергоемкие виды обязательных испытаний авиационных двигателей, воспроизводящие натурные условия эксплуатации (высота, скорость, температура, влажность и др.), могут быть выполнены в России только на стендах Научно-испытательного центра ЦИАМ.
Комплекс стендов НИЦ ЦИАМ с потребляемой суммарной электрической мощностью установленного оборудования 734 МВт обеспечивает при испытаниях двигателей имитацию высотно-скоростных условий полета в диапазоне высот 0–27 км, чисел Маха 0–4 для ВРД взлетной тягой до 25 тс, чисел Маха до 7 для крупномасштабных моделей гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей гражданских высокоскоростных самолетов будущего, а также автономные испытания камер сгорания, компрессоров, турбин, форсажных камер сгорания, прямоточных ВРД.
Экспериментальные исследования
Научно-исследовательские работы, выполняемые на определенном этапе разработки перспективных двигателей для ГЛА, требуют проведения большого количества экспериментальных исследований моделей, демонстраторов и опытных образцов в условиях, максимально приближенных к натурным. Кроме того, высотные испытания двигателей летательных аппаратов на наземных стендах являются обязательным видом испытаний при отработке любого вида двигателей для летательных аппаратов (ЛА) и предваряют летные испытания, являющиеся завершающим этапом всей программы разработки изделий.
На исследовательских испытательных стендах и установках Центрального института авиационного моторостроения в процессе экспериментальных работ решаются следующие научные задачи:
-
исследование новых принципиальных схем двигателей и узлов ЛА;
-
изучение рабочих процессов в двигателях и влияния различных условий на эти процессы;
-
исследование процессов горения и воспламенения в камерах сгорания;
-
исследование процессов охлаждения стенок камер сгорания;
-
изучение способов улучшения равномерности полей газодинамических параметров в двигателях;
-
исследование новых видов топлива;
-
исследование запасов устойчивой работы двигателя и воздухозаборника при их совместной работе;
-
проверка запасов несущей способности отдельных узлов ЛА при действии статических и динамических нагрузок;
-
исследование условий обеспечения совместной работы частей и узлов ЛА;
-
исследование новых материалов;
-
исследование характеристик работоспособности в высокоэнтальпийном потоке конструкций узлов ЛА и двигателя;
-
изучение проблем применения теплозащиты;
-
уточнение и валидация математических моделей и методик расчетов;
-
отработка новых, более совершенных средств и методов измерений;
-
отработка новых, более совершенных конструктивных решений стендового технологического оборудования;
-
отработка систем автоматического управления стендами и процессами испытания.