Рассмотрены вопросы электрификации газотурбинного двигателя, предназначенного для магистрального самолета. Определены основные направления применения электрической энергии в таком двигателе, принципы построения его систем с использованием электрических приводов исполнительных устройств, методы обеспечения надежности, достижимые преимущества. Приведен перечень ключевых базовых технологий.
Ключевые слова: газотурбинный двигатель, «электрический» двигатель, система автоматического управления, система топливопитания, система смазки, электрический привод
Ключевые слова: газотурбинный двигатель, «электрический» двигатель, система автоматического управления, система топливопитания, система смазки, электрический привод
Рассмотрен корректный переход от условных характеристик деформирования и разрушения образцов из титанового сплава ВТ6 к истинным с учетом статистического рассеяния механических свойств материала. Описан метод численно-аналитического определения статистических характеристик истинных параметров ef и sf как функций случайной величины относительного сужения y, в том числе при ограниченных выборках. Достоверность метода подтверждена путем сопоставления рассчитанных характеристик с результатами испытаний в ЦИАМе двух групп образцов с несколько различающейся технологией изготовления и известными результатами испытаний партии из 210 образцов. Показана эффективность использования статистически минимальных значений относительного сужения y и истинной деформации разрушения ef материала для контроля стабильности производства.
Ключевые слова: диаграмма растяжения, титановый сплав ВТ6, статистический разброс, вероятностные характеристики, выборочные испытания
Ключевые слова: диаграмма растяжения, титановый сплав ВТ6, статистический разброс, вероятностные характеристики, выборочные испытания
В статье описана разработанная автором мезо-модель композиционного материала, который представлен в виде двухкомпонентной среды. Рассмотрены методы определения параметров модели, сформулированы критерии разрушения компонентов композиционного материала и границы их раздела для однонаправленноармированного материала. Приведены основные разрешающие уравнения, полученные на основе баланса энергии. На примере решения частной задачи о напряженно-деформированном состоянии модели хвостовика рабочей лопатки вентилятора показана вся цепочка развития событий, состоящая из зарождения повреждения в одной из компонент композиционного материала, перераспределения напряжений в окрестности повреждения, накопления и развития повреждений при увеличении нагрузки и полного насыщения повреждениями, приводящего к исчерпанию несущей способности детали.
Ключевые слова: мезо-модель, композиционный материал, двухкомпонентная среда, критерий разрушения, граница раздела, повреждение
Ключевые слова: мезо-модель, композиционный материал, двухкомпонентная среда, критерий разрушения, граница раздела, повреждение
Рассмотрен универсальный высокоэнергоемкий микромеханизм периодического расслаивания-разрыва (МПРР), который действует на фронте усталостной трещины в металлических материалах, обеспечивая ее устойчивый рост, формируя Т-образную вершину и бороздчатый микрорельеф поверхности разрушения. С учетом МПРР и асимптотических соотношений, характеризующих напряженное состояние перед фронтом трещин с Т-образной вершиной, разработаны физически обоснованная математическая модель устойчивого роста трещин малоцикловой усталости и методы прогнозирования циклической долговечности дисков авиадвигателей.
Ключевые слова: диски авиадвигателей, малоцикловая усталость, усталостная трещина, циклическая долговечность, диаграмма живучести, интервал контроля
Ключевые слова: диски авиадвигателей, малоцикловая усталость, усталостная трещина, циклическая долговечность, диаграмма живучести, интервал контроля
Рассмотрены вопросы автоматизированного проектирования дисков турбин высокого давления. Предложен подход, позволяющий проводить оптимизацию конструкции рабочего колеса, состоящего из лабиринтного и основного дисков, в рамках единой задачи. Для расчетов использована параметри зо - ванная конечно-элементная модель, которая включает в себя все конструктивные элементы оптимизируемого рабочего колеса, кроме замкового соединения и лопаток, и по своему качеству почти идентична моделям, применяемым в процессе стандартных инженерных расчетов.
Ключевые слова: оптимизация, диск, лабиринтный диск, турбина/
Ключевые слова: оптимизация, диск, лабиринтный диск, турбина/
Представлен подход к модернизации существующих и созданию новых малоразмерных газотурбинных двигателей с роторами на газовых лепестковых подшипниках, основанный на совместном использовании математических моделей и испытательных стендов для газовых подшипников и роторов на газовом подвесе. Расчетными методами определены конструкции газовых лепестковых подшипников. Возможность их применения в опорах ротора подтверждена при расчете динамики демонстратора малоразмерного газотурбинного двигателя. Проведены ресурсные испытания изолиро ванных подшип ников в режиме «пуск-останов» при всплытии ротора, а также испытания ротора-имитатора, опертого в газовый лепестковый подшипник и шариковый подшипник. Выполнены испытания демонстратора малоразмер - ного газотурбинного двигателя с газовым подшипником в турбинной (горячей) опоре.
Ключевые слова: малоразмерный газотурбинный двигатель, газовый лепестковый подшипник, сухой двигатель, демонстратор
Ключевые слова: малоразмерный газотурбинный двигатель, газовый лепестковый подшипник, сухой двигатель, демонстратор
Создана математическая модель и разработана программа расчета изменения характеристик двухконтур - ного двигателя в условиях обледенения кристаллами льда. Модель позволяет оценить риски нарастания льда в проточной части двигателя, приводящего к снижению частоты вращения ротора и неуправляемой потере тяги. Для построения и верификации модели использованы результаты испытаний двигателя ALF502R (Honeywell) в Исследовательском центре NASA. Получено хорошее согласование расчетных и экспериментальных результатов. Разработанная модель первого уровня может быть использована для предварительной оценки влияния больших ледяных кристаллов на тягово-экономические характеристики двухконтурных двигателей.
Ключевые слова: двухконтурный двигатель, обледенение, проточная часть, математическая модель, тягово-экономические характеристики.
Ключевые слова: двухконтурный двигатель, обледенение, проточная часть, математическая модель, тягово-экономические характеристики.