На основе численного интегрирования системы нестационарных осредненных по Рейнольдсу уравнений Навье – Стокса в трехмерной постановке определены тональные характеристики шума, генерируемого в выходном сечении двухступенчатой турбины низкого давления на разных режимах работы. Приведено сравнение результатов расчета с доступными экспери мен таль ными данными.
Ключевые слова: тональный шум, турбина низкого давления, радиально-модальный анализ, URANS.
Ключевые слова: тональный шум, турбина низкого давления, радиально-модальный анализ, URANS.
Рассмотрены принципы организации программной динамической библиотеки TRANLIB и реализо ванные в ней алгоритмы расчета транспортных свойств реагирующих газовых смесей. Показано, что предвари - тельная аппроксимация транспортных свойств отдельных компонентов позволяет существенно повысить точность расчетов за счет учета таких важных молекулярных эффектов как диполь-дипольное и резонансное взаимодействие полярных молекул, а также минимизировать вычисли тельные затраты.
Ключевые слова: имитационное моделирование, неравновесное течение, молекулярный перенос, транспортные свойства, вязкость, диффузия, теплопроводность.
Ключевые слова: имитационное моделирование, неравновесное течение, молекулярный перенос, транспортные свойства, вязкость, диффузия, теплопроводность.
При помощи методов квантовой химии найдены структуры и определены энтальпии образования и сгорания для кластеров Lin, Ben, Bn, Mgn, Aln и Sin с n = 1…7. Построены аппроксимационные зависимости, позволяющие экстраполировать найденные значения энтальпии образования и сгорания на кластеры произвольного размера. Показано, что использование в качестве топлива металлов и металлоидов в форме малых кластеров дает наиболее значительный эффект с точки зрения увеличения энтальпии сгорания по сравнению с объемной фазой, существенный эффект возможен также для некоторых кластеров большего размера.
Ключевые слова: атомные кластеры, квантовая химия, энтальпия сгорания, размерные эффекты, композитные топлива
Ключевые слова: атомные кластеры, квантовая химия, энтальпия сгорания, размерные эффекты, композитные топлива
Представлены результаты экспериментального исследования по отработке методики измерения температуры газа в относительном движении в турбине с помощью датчиков монокристаллического измерителя максимальной температуры с учетом поправок на неполное тормо жение потока. Исследо - вания выполнены в рамках испытаний газогенератора ЦИАМ. Статья носит методический характер
Ключевые слова: измеритель кристаллический, максимальная температура, неполное торможение, турбина.
Ключевые слова: измеритель кристаллический, максимальная температура, неполное торможение, турбина.
Выполнен анализ исходного уровня и динамики расходования прочностных характеристик сплава ЖС6У-ВИ, применяемого для изготовления трубинных лопаток двигателей семейства НК, работающих в составе газоперекачивающих агрегатов. Исследование выполнено на основе анализа большого объема данных металлургического контроля производства и эксплуатации по механическим свойствам и микро - структуре материала.
Ключевые слова: сплав ЖС6У-ВИ, механические свойства, статистический анализ, лопатка, турбина, газоперекачивающий агрегат.
Ключевые слова: сплав ЖС6У-ВИ, механические свойства, статистический анализ, лопатка, турбина, газоперекачивающий агрегат.
Рассмотрены методы определения прочностных свойств отдельных слоев теплозащитных покрытий, в том числе наиболее распространенный метод нормального отрыва покрытия при комнатной темпе - ратуре по ASTM-C633. Описаны разработанные в ЦИАМе методы, конструкции образцов и оснастки для экспериментального определения когезионной и адгезионной прочности отдельных слоев керами - ческих теплозащитных покрытий при рабочих температурах. Представлены результаты экспериментальных исследований прочностных характеристик отдельных слоев покрытий (металли ческого подслоя и керамического слоя) при рабочих температурах до 1150°С на втулочных образцах с металлическим подслоем и кольцевых образцах с комплексным теплозащитным покрытием.
Ключевые слова: теплозащитное покрытие, прочностные свойства, адгезионная прочность, когезионная прочность, стабилизированный оксидом иттрия диоксид циркония.
Ключевые слова: теплозащитное покрытие, прочностные свойства, адгезионная прочность, когезионная прочность, стабилизированный оксидом иттрия диоксид циркония.
Рассмотрена задача определения упругих постоянных для жаропрочных никелевых сплавов с целью последующего расчета величин остаточных напряжений по результатам измерений рентгеновским методом. По результатам испытаний (на одноосное растяжение с определением модуля упругости при температуре 20°С) образцов с монокристаллической структурой трех аксиальных ориентаций [001], [011], [111] рассчитаны величины упругих податливостей и определены рентгеновские упругие постоянные для сплава ЖС36.
Ключевые слова: остаточные напряжения, рентгеноструктурный анализ, упругая податливость, рентгеновские упругие постоянные, монокристаллический никелевый сплав.
Ключевые слова: остаточные напряжения, рентгеноструктурный анализ, упругая податливость, рентгеновские упругие постоянные, монокристаллический никелевый сплав.
Представлен обзор исследований гибридных подшипников с керамическими телами качения и стальными кольцами. Указаны преимущества и проблемы применения подшипников с телами качения из керами - ческих материалов в опорах авиационных двигателей. Выполнено сравнение результатов усталостных испытаний керамических и стальных тел качения, а также испытаний гибридных и стальных подшип - ников. Обобщены результаты экспериментального определения тепловыделения и теплового состояния колец подшипников, в том числе в отсутствии подачи масла. Рассмотрены методы и модели оценки долго - вечности гибридных подшипников. На основании результатов обзора и исследо ваний, проведенных в ЦИАМе, составлена картина текущего состояния исследования гибридных подшипников.
Ключевые слова: гибридный подшипник, керамика, нитрид кремния, подшипник качения, параметр быстроходности, тепловыделение
Ключевые слова: гибридный подшипник, керамика, нитрид кремния, подшипник качения, параметр быстроходности, тепловыделение