Определены основные критические технологии, разработка которых необходима для реализации концепций авиационных двигателей, удовлетворяющих целевым индикаторам для перспективных самолетов и их силовых установок. Приведены результаты ряда проектов ЦИАМ по разработке критических технологий для перспективных авиационных двигателей.
Ключевые слова: авиационный двигатель, гибридный двигатель, «электрический» двигатель, силовая установка, пассажирский самолет, критические технологии.
Ключевые слова: авиационный двигатель, гибридный двигатель, «электрический» двигатель, силовая установка, пассажирский самолет, критические технологии.
Рассмотрено влияние кристаллического обледенения на характеристики узлов двигателя. Выполнена адаптация этих характеристик для применения в термогазодинамической математической модели ТРДД магистрального самолета. Сформированы и введены в математическую модель САУ ТРДД алгоритмы для разных способов управления рабочим процессом в двигателе: по частоте вращения роторов, степени повышения давления в двигателе, величине тяги, рассчитываемой в бортовой матема тической модели двигателя. По результатам математического моделирования получены оценки изменения характе ристик двигателя при использовании этих алгоритмов. Показана возможность компенсации снижения тяги при ухудшении характеристик узлов и уменьшения степени обледенения путем выбора способа управления двигателем. На основе результатов моделирования объяснено влияние способов управления на протекание процесса обледенения.
Ключевые слова: газотурбинный двигатель, тяга, управление, обледенение, кристаллы льда.
Ключевые слова: газотурбинный двигатель, тяга, управление, обледенение, кристаллы льда.
Рассмотрены вопросы определения величины входного импульса в качестве поправки к измеренной силе от тяги двигателя, испытываемого в компоновке с присоединенным входным лемнискатным насадком в (закрытом) боксе испытательного стенда. Предложена методика оценки величины входного импульса, основанная на определении разности величин тяги лемнискатного насадка при переходе от условий его работы в бесконечном пространстве, эквивалентных работе на эталонном открытом стенде, к усло - виям работы в ограниченном пространстве бокса испытательного стенда. На примере анализа результатов аэродинамической аттестации (закрытого) бокса испытательного стенда показано, что при наличии отрывного характера течения в боксе величина поправки на входной импульс существенно увеличивается.
Ключевые слова: испытательный стенд, испытательный бокс, газотурбинный двигатель, аэродинамическая аттестация, сила тяги двигателя, поправка на входной импульс.
Ключевые слова: испытательный стенд, испытательный бокс, газотурбинный двигатель, аэродинамическая аттестация, сила тяги двигателя, поправка на входной импульс.
Представлены реализованные на высотно-климатических стендах ЦИАМ конструктивные, технологи - ческие и системные мероприятия, обеспечивающие совершенствование метода проверки наземного «холодного» запуска ТРДД с большой степенью двухконтурности. Мероприятия позволяют выполнить полный объем сертификационных испытаний и повысить их достоверность.
Ключевые слова: испытательный стенд, термобарокамера, технологическая система, воздушный контур, запорно-регулирующая арматура, силоизмерительная система.
Ключевые слова: испытательный стенд, термобарокамера, технологическая система, воздушный контур, запорно-регулирующая арматура, силоизмерительная система.
Представлены реализованные на высотно-климатических стендах ЦИАМ конструктивные, технологи - ческие и системные мероприятия, обеспечивающие совершенствование метода проверки наземного «холодного» запуска ТРДД с большой степенью двухконтурности. Мероприятия позволяют выполнить полный объем сертификационных испытаний и повысить их достоверность.
Ключевые слова: высотно-климатический стенд, двухконтурный турбореактивный двигатель, большая степень двухконтурности, наземный запуск, «холодный» запуск.
Ключевые слова: высотно-климатический стенд, двухконтурный турбореактивный двигатель, большая степень двухконтурности, наземный запуск, «холодный» запуск.
Представлены результаты исследований по выбору рациональных параметров распределенной силовой установки с поворотными рабочими лопатками венти лятора для перспективного дальнемагистрального самолета. Выполнена оценка эффективности изменения угла установки лопаток вентилятора для обеспе - чения взлетного режима. Уточнены массогабаритные параметры рассмотренной распределенной силовой установки, определены ее тягово-экономические характеристики на крейсерском и взлетном режимах.
Ключевые слова: распределенная силовая установка, вентиляторный модуль, поворотные лопатки вентилятора, дальнемагистральный самолет.
Ключевые слова: распределенная силовая установка, вентиляторный модуль, поворотные лопатки вентилятора, дальнемагистральный самолет.
Приведено описание систематического экспериментального исследования нагрева авиационного керосина до температур 500…900 К при сверхкритических давлениях в модельном топливном канале с обогревом стенок электрическим током. Опыты проведены в широком диапазоне изменения расходных и тепловых параметров. На основе результатов экспериментов разработаны эмпирическая модель перегрева стенки канала, обусловленного отложениями кокса, и расчетная модель динамики изменения толщины кокса на стенках каналов в области жидкофазных коксоотложений. Модели позволяют оценить для этих условий параметры теплообмен ников с нагревом керосинов РТ и ТС-1 и возможные времена нара ботки до дости - жения предельных конструктивно-допустимых температур стенок топливных каналов.
Ключевые слова: авиационный керосин, нагрев углеводородных топлив, жидкофазное коксоотложение, математическая модель, теплообмен.
Рассмотрены текущее состояние авиадвигателестроения и направления работ по созданию критических технологий для перспективной авиационной техники за рубежом. Показано, что в ТРДД ближайшей перспективы (2020…2025 гг.) будут существенно повышены параметры рабочего процесса и степень двухконтурности, а в их конструкции будут широко применяться композиционные материалы как в «холодной», так и в «горячей» частях двигателя. На среднесрочную и дальнесрочную перспективы (2030…2040 гг.) с учетом существенного прогресса в разработке компонентов электрической системы рассматриваются различные концепции летательных аппаратов с гибридной (турбоэлектрической) и электрической силовыми установками, в том числе с использованием компонентов на основе высоко - температурной сверхпроводимости.
Ключевые слова: авиационный двигатель, гибридный двигатель, электрический двигатель, пассажирский самолет, критические технологии, силовая установка.
Ключевые слова: авиационный двигатель, гибридный двигатель, электрический двигатель, пассажирский самолет, критические технологии, силовая установка.