Ключевые слова: адаптивный двигатель, трехконтурный двигатель, унификация, комбинированная силовая установка, гиперзвук, перспективные технологии, военная авиация.
Ключевые слова: топливный коллектор, математическое моделирование, уравнения Навье – Стокса, турбулентность.
Ключевые слова: многодисциплинарная оптимизация, схема параметризации, лопатка, экспериментальный компрессор, аэродинамика, прочность.
Ключевые слова: теплообменный аппарат, трубчатый теплообменник, пластинчатый теплообменник, микрохолмистая поверхность, ветвящаяся структура, математическое моделирование.
Ключевые слова: комплекс программ, равновесный состав, продукты сгорания, термодинамические параметры, теплофизические свойства.
На основании расчетно-аналитического исследования воздействия дождя и града на авиационный газотурбинный двигатель выявлено наиболее критическое сочетание климатических условий и режимов работы двигателя, при которых возможно возникновение недопустимых изменений в работе двигателя, указанных в нормативных документах. Показано, что при работе двигателя на режиме малого газа возможно максимальное проникновение частиц града во внутренний контур двигателя, что может привести к наиболее неблагоприятному воздействию на компрессор и камеру сгорания. Выработаны рекомендации по выполнению сертификационных испытаний двигателя в условиях воздействия дождя и шквального града. Показано, что при выполнении испытаний в условиях дождя возможно моделирование спектрального состава капель с размером, значительно меньшим, чем указано в нормативных документах. Показана возможность эквивалентной замены испытаний в условиях дождя испытаниями в условиях града, что позволяет существенно сократить количество и стоимость сертификационных испытаний.
Ключевые слова: авиационный двигатель, климатические сертификационные испытания, дождь, шквальный град, критический режим работы, испытательный стенд.
На основе результатов расчетно-конструкторских исследований подтверждена реализуемость концепции унификации при создании семейства перспективных малоразмерных ГТД различного типа и назначения. На базе выбранного унифицированного газогенератора разработаны конструктивно-параметрические облики турбореактивного двигателя тягой 100 кгс, двухконтурного турбореактивного двигателя тягой 250 кгс, турбовального двигателя мощностью 300 л.с. (в том числе, в компоновке с теплообменником системы регенерации тепла), вспомогательной силовой установки электрической мощностью 60 кВА.
Ключевые слова: малоразмерный газотурбинный двигатель, базовый газогенератор, семейство двигателей, редуктор, система регенерации тепла.