Номер 1 (6) 2020:
-
Перспективы развития авиационного поршневого двигателестроения в РоссииПредставлен облик перспективного авиационного поршневого двигателя. Рассмотрено текущее состояние авиационного поршневого двигателестроения в России, указаны основные проблемы и причины отставания в создании конкурентоспособных двигателей для малой авиации. Определены направления возможного развития отрасли.
Ключевые слова: авиационный поршневой двигатель, двигатель внутреннего сгорания, дизельный двигатель, конверсия.
-
Расчетно-экспериментальный анализ рабочего процесса поршневого двигателя, адаптированного к авиационному применениюРассмотрены особенности рабочего процесса поршневого двигателя, адаптированного для применения в авиации, и исследованы различные варианты авиационного исполнения такого двигателя как с турбонаддувом, так и с приводным нагнетателем. На основе разработанных математических моделей определены основные параметры работы двигателя на уровне земли. Результаты расчетов подтверждены при испытаниях на тормозном и винтовом стендах. Определены граничные условия, необходимые для дальнейшей оценки работоспособности и ресурса двигателя в условиях полетного цикла.
Ключевые слова: поршневой двигатель, авиационный двигатель, рабочий процесс, математическое моделирование.
-
Перспективы применения турбокомпаундных авиационных поршневых двигателейПоказано, что экономичность авиационных поршневых двигателей может быть повышена за счет использования турбины, приводимой от потока выхлопных газов. Результаты моделирования работы двух турбокомпаундных двигателей подтвердили значительный прирост мощности и снижение удельного эффективного расхода топлива. На базе проведенных исследований разработана концепция создания семейства перспективных авиационных поршневых турбокомпаундных двигателей.
Ключевые слова: турбокомпаунд, авиационный поршневой двигатель, дизельный двигатель, бензиновый двигатель, четырехтактный двигатель.
-
Стендовые испытания по забросу птиц на невращающуюся лопатку вентилятораПриведены результаты стендовых испытаний по забросу птиц в сектор вентилятора авиационного двигателя, состоящий из трех невращающихся рабочих лопаток. Испытания проведены на модифицированной баллистической установке ЦИАМ. Крупная птица массой ~ 2,8 кг и две птицы массой по ~ 1,4 кг, имитирующие половинки разрезанной лопатками крупной птицы, выстреливались по разным сечениям пера лопатки с помощью пневматической пушки со скоростью до 270 м/с при углах атаки, соответствующих условиям вращения. Испытания выявили условия и места наиболее вероятного возникновения повышенных деформаций и разрушений лопаток вентилятора при столкновении с крупной птицей.
Ключевые слова: лопатка вентилятора, птицестойкость, пневмопушка, стендовые испытания. -
Исследование влияния уплотнений на колебания высокооборотного ротораПриведены результаты расчетного исследования влияния параметров уплотнений проточной части на динамические характеристики роторов высокооборотных турбомашин. Показано, что факторами, способствующими снижению амплитуды колебаний ротора при прохождении резонанса, являются: повышение плотности рабочего тела, повышение перепада давления на уплотнении, уменьшение радиального уплотнительного зазора, увеличение осевой длины уплотнения. Эти же факторы ведут к разнонаправленному изменению величины критической частоты вращения ротора по сравнению с критической частотой вращения, определенной без учета уплотнений.
Ключевые слова: уплотнение, ротор, колебания, критическая частота вращения, радиальный зазор, перепад давления.
-
Численное моделирование работы плазменного актуатора на основе диэлектрического барьерного разрядаНа основе сдвигово-диффузионной аппроксимации уравнений гидродинамического метода описания плазмы в многокомпонентном двухтемпературном приближении построена и программно реализована математическая модель взаимодействия плазменного актуатора, использующего диэлектрический барьерный разряд, с окружающим воздухом. Показано, что основным фактором, влияющим на распределение зарядов является электронная температура. Получены характеристики Дебаевского слоя вблизи электродов. На основе распределения объемной плотности зарядов и ионов проанализированы форма и расположение «активного» объема, в котором осуществляется генерация объемной силы.
Ключевые слова: диэлектрический барьерный разряд, ионизация воздуха, сдвигово-дифффузионное приближение, схема переменных направлений, плазменный актуатор.
-
Снижение вибронапряженности авиационных зубчатых передачНа основе разработанных динамических моделей цилиндрических и конических зубчатых передач выполнено расчетное исследование влияния основных источников возбуждения колебаний в зубчатых передачах на динамические нагрузки в трансмиссии. Выявлены особенности возбуждения крутильных и изгибных колебаний в высоконагруженных передачах. Сформированы рекомендации по снижению динамических нагрузок в зацеплении с помощью выбора оптимальных параметров профильной модификации для цилиндрических зубчатых передач и выбора конструкции демпфера сухого трения и оптимальной величины силы поджатия для конических зубчатых колес.
Ключевые слова: зубчатое колесо, динамическая модель, вибрация, демпфер сухого трения.
-
Измерение радиального зазора в компрессорных машинах волоконно-оптическим методомПредставлено описание системы измерения радиального зазора в турбокомпрессорных машинах с использованием оптоволоконных пар. Система построена на базе промышленного микроконтроллера STM32F4. Подробно рассмотрены структура и функционал ключевого элемента системы – регистрации измеренных параметров в центральном хранилище на базе СУБД MS SQL SERVER EXPRESS.
Указаны основные результаты испытаний системы на стендах ЦИАМ.
Ключевые слова: радиальный зазор, турбокомпрессор, оптоволоконная пара, клиент-серверные технологии, SQL, временная синхронизация.
-
Тенденции применения лепестковых газовых подшипников в опорах ГТУ и ГТД (обзор)Представлен обзор преимуществ и недостатков, а также возможностей применения лепестковых газовых подшипников в опорах роторов ГТД и ГТУ. Представлена история развития конструкций газовых подшипников, в том числе варианты гибридизации газового подвеса за счет применения наддува и/или электромагнитных сил для снижения износа при пуске-останове и увеличения грузоподъемности на рабочих режимах. Рассмотрены возможности масштабирования лепестковых газовых подшипников для роторов различной размерности. Представлен обзор работ ЦИАМ, посвященных расчетно-экспериментальному анализу использования лепестковых газовых подшипников в опорах существующих и проектируемых ГТД и ГТУ.
Ключевые слова: газотурбинный двигатель, лепестковый газовый подшипник, «сухой» двигатель, газостатический подшипник, газодинамический подшипник.
Номер 2 (7) 2020:
-
Оценка долговечности лопаток рабочего колеса турбины ТНА при наличии дефектов, вызванных особенностями изготовленияРассмотрены вопросы, связанные с оценкой циклической долговечности рабочих лопаток колеса турбины турбонасосного агрегата жидкостного ракетного двигателя при наличии на лопатках следующих дефектов: поверхностного дефектного слоя, формирующегося в процессе изготовления лопаток турбин с применением электроэрозионной обработки, и дефектов типа несплавления, полученных при изготовлении с применением аддитивных технологий.
Ключевые слова: рабочее колесо турбины, блиск, лопатка, дефект, число циклов, напряжение, трещина. -
Моделирование подвода смазки к роторным подшипникам газотурбинных двигателей через маслозахватное кольцоПроведено исследование влияния конструктивных и эксплуатационных параметров на прокачку масла при его подводе к подшипнику через маслозахватное кольцо. Выбраны геометрические параметры, обеспечивающие наибольшую прокачку масла, и определены их допустимые технологические отклонения. Проведенные стендовые испытания, а также эксплуатация маслозахватных колец в составе двигателей подтвердили их эффективность и достоверность численных исследований.
Ключевые слова: газотурбинный двигатель, подвод масла, маслозахватное кольцо, шариковый подшипник, моделирование течения. -
Численное моделирование дугового разряда в воздухе при воздействии внешнего магнитного поля в магнитогазодинамическом приближенииПредставлены математическая модель и результаты численного моделирования работы плазменного актуатора, использующего дуговой разряд во внешнем магнитном поле. Для описания процесса движения дуги после ее образования реализована модель, основанная на магнитогазодинамическом одножидкостном двухмерном приближении уравнений гидродинамического метода описания плазмы в условиях локального термодинамического равновесия. Проведен анализ образования и движения вихревых структур вблизи области, занятой горячим газом, дана качественная оценка механизмов влияния плазменного образования на поток посредством генерации импульса и джоулева тепловыделения. Выполнено сравнение результатов анализа с имеющимися экспериментальными данными, а также с результатами расчетов других авторов. Построена упрощенная источниковая модель, адаптированная для использования в многомерных газодинамических расчетах.
Ключевые слова: дуговой разряд, плазменный актуатор, численное моделирование, уравнения Навье – Стокса, источниковые члены. -
Влияние закрутки потока воздуха в зоне горения на осевой размер газотурбинного двигателяПредставлен обзор работ по исследованию влияния закрутки потока на ускорение процесса горения. Показано, что причиной ускорения являются относительное движение (всплытие) холодной смеси к внешней границе зоны горения, перемещение горячей смеси к внутренней границе или к центру вращения. Рассмотрены конструктивные схемы, использующие эффект горения в закрученном потоке: ультракомпактная камера сгорания с совмещенной лопаткой (комбинация выходных лопаток компрессора, камеры сгорания и входных лопаток турбины); камера сгорания с нишевыми стабилизаторами, в которых создается закрученное движение топлива и воздуха; двигатель, основой которого является единая катушка, содержащая ряд лопаток компрессора с торцевыми камерами сгорания и ряд лопаток турбины, вращающихся как единое целое. Представлены результаты разработки интегрированной камеры сгорания с закруткой потока воздуха. Показано, что закрутка воздушного потока в схеме такой камеры и модернизация диффузора, камеры сгорания и соплового аппарата турбины высокого давления дает возможность сократить суммарно длину этих элементов примерно на 20…25% по сравнению с аналогичными конструктивными элементами существующих двигателей и, следовательно, сократить длину самого двигателя.
Ключевые слова: камера сгорания, сопловой аппарат, диффузор, горение, закрученный поток. -
Управление тягой и шумом двигателей сверхзвукового пассажирского самолета на взлетеПриведены расчетные оценки уровней шума сверхзвукового пассажирского самолета в сертификационных точках при учете основных источников шума двигателя – вентилятора и реактивной струи. Показано, что в зависимости от степени двухконтурности двигателей расчетные оценки уровней шума СПС на взлете, полученные при использовании программы многорежимного управления тягой двигателей, на 2,3…6,0 EPNдБ ниже уровней шума СПС, полученных при использовании программы управления тягой двигателей, традиционно применяемой на дозвуковых пассажирских самолетах.
Ключевые слова: сверхзвуковой пассажирский самолет, программа управления тягой двигателя, степень и темп дросселирования, сертификационные точки самолета по шуму. -
Влияние конструкции лепестков радиального газового подшипника на характеристики жесткости и демпфирования в опоре (обзор)Представлен обзор конструкций лепестковых подшипников, приведены основные схемы для трех поколений подшипников данного типа. Проведен анализ преимуществ и недостатков каждого поколения на основе опубликованных экспериментальных данных. Рассмотрены конструктивные решения, обеспечивающие увеличение грузоподъемности подшипника, снижение анизотропии характеристик жесткости, оптимизацию температурного режима газовой смазки и напряженно-деформированного состояния лепестков. Представлен обзор конструкций гибридных газодинамических подшипников с внешним наддувом и магнитогазодинамических подшипников. Работоспособность конструктивных элементов подшипников, представленных в патентах, проанализирована на основе результатов экспериментальных исследований, приведенных в научных статьях. Определены основные элементы лепесткового подшипника, позволяющие обеспечить требуемые характеристики опоры.
Ключевые слова: лепестковый газовый подшипник, сухой двигатель, газостатический подшипник, газодинамический подшипник, магнитогазодинамический подшипник.
Номер 3 (8) 2020:
-
Формирование обликов электрической силовой установки для сверхлегкого пилотируемого самолета
Представлено описание предварительных обликов электрической силовой установки для сверхлегкого пилотируемого самолета с максимальным взлетным весом до 700 кг. Предложено два варианта силовой установки на основе электрического двигателя максимальной мощностью 60…80 кВт, вращающего воздушный винт. В первом варианте подача электроэнергии на электродвигатель осуществляется от блока аккумуляторных батарей. Во втором варианте основным источником энергии является энергоузел на основе твердополимерного топливного элемента, топливом для которого является газообразный водород, и аккумуляторных батарей, обеспечивающих форсирование мощности на режимах взлета и набора высоты.
Ключевые слова: электрическая силовая установка, сверхлегкий самолет, топливный элемент, аккумуляторная батарея, электродвигатель.
-
Применение вычислительного эксперимента в контексте проблем авиационной акустики
Разработаны математическая модель и расчетный комплекс, предназначенные для проведения вычислительного эксперимента и расчетного исследования в задачах аэроакустики со сложной топологией расчетной области и специфическими граничными условиями, характерными для задач данного класса. Продемонстрированы высокие технологические возможности созданного расчетного комплекса при моделировании явлений, сопряженных с распространением по проточному тракту авиационного двигателя тонального шума, характерного для работы вентилятора, компрессора и турбины ТРДД, его излучением из воздухозаборника и выхлопного сопла двигателя, а также глушением шума посредством присоединенных резонансных полостей различной конфигурации, размещаемых на стенках канала.
Ключевые слова: аэроакустика, математическая модель, расчетный комплекс, вычислительный эксперимент.
-
Оценка энергоэффективности плазменного актуатора на основе дугового разряда в воздухе при воздействии внешнего магнитного поля
В работе проведено обобщение на трехмерный случай ранее предложенной математической модели движения плазменного образования в постоянном поперечном магнитном поле. Полная система одножидкостного магнитогазодинамического приближения уравнений гидродинамического метода описания плазмы в условиях локального термодинамического равновесия упрощена в электромагнитной части.
Вместо решения полной системы уравнений Максвелла используется интегральный закон Ома, применяемый к проводящей области. Проведено сравнение результатов моделирования с использованием трехмерной, двухмерной модели и экспериментальных данных. Оценена энергоэффективность предложенного актуатора как доля вложенной энергии, преобразуемая в продольный импульс масс газа.
Ключевые дуговой разряд, плазменный актуатор, закон Ома
-
Измерение температуры газа на рабочих лопатках турбины высокого давления при стендовых испытаниях газогенератора
Представлены результаты экспериментального исследования, посвященного отработке методики измерения темпера туры газового потока с помощью контактных термоприемников с хромель-алюмелевыми термопарами. Статья носит методический характер.
Ключевые слова: газогенератор, турбина, лопатка, измерение температуры, термопара, термоприемник, неполное торможение потока.
-
Экспериментальное исследование возможности создания электронно-оптического сигнализатора наличия горения в камерах сгорания ГТД
Представлены результаты исследования возможности создания электронно-оптического сигнализатора розжига и горения в камере сгорания газотурбинного двигателя. Подробно описаны структура, обоснование выбора составляющих компонентов сигнализатора и его работа. Приведены результаты испытаний на форсажных камерах сгорания при стендовых испытаниях двигателей.
Ключевые слова: газотурбинный двигатель, камера сгорания, электронно-оптический сигнализатор розжига, датчик поджига ионизационный.
-
Обзор математических моделей для расчета деформаций упругих элементов в лепестковом газовом подшипнике
Выполнен обзор современного состояния математических моделей для расчета характеристик жесткости лепестковых газовых подшипников, в том числе определения напряженно-деформированного состояния контактирующих лепестков в подшипнике. Проведена классификация существующих подходов к расчету лепестковых газовых подшипников, и представлены модели подшипников, начиная с простейших инженерных, применяемых на начальных этапах проектирования газовой опоры, заканчивая прецизионными конечно-элементными моделями, рассматривающими контактное взаимодействие лепестков с учетом несовершенства их формы. Проведен анализ преимуществ и недостатков рассмотренных моделей с учетом стадии проекта, на которой они применяются, при сравнении с экспериментальными результатами. Приведена оценка эффективности применения моделей различного уровня на разных этапах проектирования газовой опоры.
Ключевые слова: газодинамический подшипник, лепестковый газовый подшипник, упругогидродинамический контакт, сухой двигатель.
-
Некоторые тенденции современной аэроакустики
Представлен анализ изменений значимости основных источников шума самолетов четырех категорий: бизнес-класса, региональных, ближне-среднемагистральных, дальнемагистральных. Рассмотрено изменение уровня готовности технологий снижения шума вентилятора, реактивной струи, шасси, элементов системы механизации крыла, а также эволюция систем шумоглушения силовой установки. Представлен прогноз достижения уровней шума рассмотренных категорий самолетов.
Ключевые слова: шум планера, шум двигателя, источник шума, планер, вентилятор, реактивная струя, система шумоглушения.
Номер 4 (9) 2020:
-
Расчетно-экспериментальное исследование тонального шума первой подпорной ступени ТРДД для различных режимов работы
Представлено описание предварительных обликов электрической силовой установки для сверхлегкого пилотируемого самолета с максимальным взлетным весом до 700 кг. Предложено два варианта силовой установки на основе электрического двигателя максимальной мощностью 60…80 кВт, вращающего воздушный винт. В первом варианте подача электроэнергии на электродвигатель осуществляется от блока аккумуляторных батарей. Во втором варианте основным источником энергии является энергоузел на основе твердополимерного топливного элемента, топливом для которого является газообразный водород, и аккумуляторных батарей, обеспечивающих форсирование мощности на режимах взлета и набора высоты.
Ключевые слова: вентилятор, подпорная ступень, многоступенчатая турбомашина, тональный шум, вычислительная аэроакустика, методы расчета в частотной области. -
Применение пьезоэлементов для активного гашения резонансных колебаний лопаток турбомашин
Рассмотрены основные особенности активного гашения колебаний механических систем с помощью пьезоэлементов. Для расчетного воспроизведения эффекта активного пьезодемпфирования лопаток турбомашин использованы одномерные аналитические модели, в том числе в рамках волнового метода прямого математического моделирования, и трехмерные конечно-элементные модели. Приведены результаты экспериментально-расчетных исследований активного пьезодемпфирования вынужденных колебаний натурной рабочей лопатки компрессора газотурбинного двигателя.
Ключевые слова: гашение колебаний, пьезоэлемент, рабочая лопатка компрессора.
-
Квазидвухмерная математическая модель двухрядного винтовентилятора противоположного вращения
Разработана математическая модель однорядного винтовентилятора и на ее базе – модель двухрядного винтовентилятора в квазидвухмерной постановке. Модели основаны на методике расчета аэродинамических параметров по импульсной теории воздушных винтов (теория Сабинина – Юрьева), в основе которой лежит учет индуктивных скоростей с помощью уравнений импульсов и момента импульсов. Адекватность результатов математического моделирования однорядного винтовентилятора показана на примере сравнения результатов расчета с экспериментальными аэродинамическими характеристиками модели (SR-7A) и полноразмерного однорядного винтовентилятора (SR-7L). С помощью разработанной математической модели может быть обеспечен адекватный перенос результатов модельных испытаний двухрядного винтовентилятора на условия работы в составе силовой установки с турбовинтовентиляторными двигателями. Описанная математическая модель двухрядного винтовентилятора используется в интегральных математических моделях ТВВД редукторной и безредукторной схемы, разработанных в ЦИАМ.
Ключевые слова: двухрядный винтовентилятор, индуктивная скорость, аэродинамический профиль, угол установки лопастей, аэродинамическая характеристика винтовентилятора.
-
Возможность применения оптических методов измерения аэродинамических характеристик бокса наземного закрытого испытательного стенда с двигателем большой тяги
Для измерения скорости на входе во входное устройство рекомендован метод PIV с измерением скоростей в двух продольных взаимно перпендикулярных диаметральных плоскостях с подачей оптических маркеров в этих плоскостях без засеивания всего потока воздуха, идущего через двигатель. Для измерения скорости в условиях крупномасштабного течения в испытательном боксе предложен времяпролетный метод, основанный на измерении времени пролета оптических маркеров, отслеживающих скорость потока, между двумя лазерными ножами, сформированными в двух поперечных сечениях бокса на известном расстоянии друг от друга. По результатам модельного эксперимента проведена оценка возможности применения метода в стендовых условиях. Предложены схема измерительной системы и конструкция устройства генерации одиночных оптических маркеров, засеиваемых в поток и двигающихся в потоке без проскальзывания.
Ключевые слова: испытательный стенд, измерение скорости, времяпролетный метод.
-
Возможности применения беспроводных датчиков с чувствительными элементами на поверхностных акустических волнах при испытаниях авиационных двигателей
Рассматривается возможность применения беспроводных датчиков с чувствительными элементами на поверхностных акустических волнах (ПАВ) при испытаниях и эксплуатации авиадвигателей. На основе анализа публикаций по данной теме показана принципиальная возможность использования датчиков на ПАВ в условиях высоких температур. Приведены результаты расчетов, демонстрирующие возможность использования подложек из лангасита для создания высокотемпературного ПАВ-датчика крутящего момента, аналогичного низкотемпературным датчикам, имеющим практическое применение. Предварительные исследования показали возможность создания беспроводного ПАВ-датчика вибродеформации для вращающихся объектов, функционирующего без токосъемных устройств.
Ключевые слова: беспроводной датчик, датчик на ПАВ, высокотемпературный датчик, датчик крутящего момента, датчик вибродеформации.
-
Оценка усталостной долговечности изделий из композиционных материалов
В работе приведен анализ моделей усталости композиционных материалов. На основе вероятностного анализа остаточной прочности в испытаниях на усталость получено соотношение, позволяющее аналитически построить S-N-кривые (кривые усталости) для композиционных материалов по результатам статических испытаний на прочность, существенно сокращая сроки и стоимость работ. Результаты сравнения предсказанных долговечностей с экспериментальными данными позволяют использовать аналитически построенные S-N-кривые для оценки пределов выносливости композиционных материалов, что особенно важно на стадиях предварительного проектирования, отличающихся недостаточностью экспериментальных данных. Предложен эффективный метод построения кривых усталости для разных значений коэффициента асимметрии цикла нагружения с помощью диаграммы Гудмана.
Ключевые слова: композиционные материалы, сопротивление усталости, долговечность, вероятность разрушения, циклы нагружения, асимметрия нагружения, распределение напряжений, S-N-кривые, диаграмма Гудмана.
-
Девяносто лет вместе (о сотрудничестве АО «ОДК-Авиадвигатель» и ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»)
История пермского ОКБ тесно связана с историей ЦИАМ, специалисты которого принимали непосредственное участие в создании, испытаниях и доводке пермских газотурбинных двигателей. О результатах плодотворного сотрудничества двух коллективов рассказывают ведущие специалисты АО «ОДК-Авиадвигатель».
-
Старший брат и наставник (о сотрудничестве ОКБ им. А. Люльки и ЦИАМ)
Центральному институту авиационного моторостроения им. П.И. Баранова 3 декабря 2020 года исполняется 90 лет, Опытно-конструкторскому бюро им. А. Люльки 30 марта 2021 года – 75 лет. Разница в возрасте подходящая для старшего и младшего братьев.
-
Восемьдесят лет со дня рождения Владимира Алесеевича Скибина
-
Вместе на пути к звездам (о сотрудничестве НПО Энергомаш и ЦИАМ)