Предложен алгоритмический метод, позволяющий повысить отказоустойчивость цифровых систем автоматического управления газотурбинных двигателей, основанный на использовании оптимального наблюдателя – адаптивного фильтра Язвинского, согласованного с математической моделью двигателя. Моделирование алгоритма проведено по данным летных испытаний двигателя типа ПС-90А в составе самолета Ту-214 на стационарном и переходном режимах работы.
Ключевые слова: газотурбинный двигатель, система автоматического управления, аналитическое резервирование, адаптивный фильтр Язвинского
Ключевые слова: газотурбинный двигатель, система автоматического управления, аналитическое резервирование, адаптивный фильтр Язвинского
Рассмотрены особенности определения характеристик адаптивного регулятора ГТД – программ самонастройки с учетом зависимости их параметров от тестирующего сигнала. Предложена методика испытаний адаптивного регулятора в частотной области для проверки соответствия его программ самонастройки. Идентификация параметров математической модели программ самонастройки с применением цифрового корреляционного фильтра сигналов позволила получить устойчивые оценки параметров при наличии шумов измерений в процессе эксперимента. Для сокращения объема эксперимента и затрат на его проведение применено планирование эксперимента с применением D-оптимального плана. Эффективность предложенного подхода проверена при испытаниях демонстрационного образца адаптивного регулятора температуры газотурбинного двигателя.
Ключевые слова: газотурбинный двигатель, система автоматического управления, адаптивный регулятор, программа самонастройки, планирование эксперимента
Ключевые слова: газотурбинный двигатель, система автоматического управления, адаптивный регулятор, программа самонастройки, планирование эксперимента
Представлены результаты расчетного исследования расходной характеристики щеточного уплотнения при варьировании пористости и толщины щетины, диаметра щетинок, количества уплотнений, а также учете изменения радиального зазора (натяга) в узле при работе по модельному циклу. Показано ухудшение расходной характеристики щеточного уплотнения вследствие износа щетинок при эксплуатации. Сформулированы рекомендации по использованию щеточных уплотнений в составе авиационного газотурбинного двигателя, в том числе требования к их конструкции и диапазону рационального изменения основных параметров.
Ключевые слова: щеточное уплотнение, расходная характеристика, радиальный зазор, газотурбинный двигатель, математическое моделирование
Ключевые слова: щеточное уплотнение, расходная характеристика, радиальный зазор, газотурбинный двигатель, математическое моделирование
Основной источник шума биротативного вентилятора – взаимодействие роторов. Его интенсивность существенно зависит от величины зазора между венцами. Поэтому один из путей улучшения акустических характеристик биротативных вентиляторов – увеличение осевого зазора. В статье представлено расчетное исследование аэродинамических и акустических характеристик двух вариантов модельного биротативного вентилятора для ТРДД со сверхвысокой степенью двухконтурности, имеющих разный осевой зазор. Целью исследования было оценить преимущество в акустических характеристиках, которого можно достичь путем увеличения осевого зазора, а также влияние такого изменения конструкции вентилятора на аэродинамические характеристики. Показано, что возможно добиться заметного снижения тонального шума вентилятора на режиме «посадка» без существенного снижения его аэродинамических характеристик в проектной точке.
Ключевые слова: биротативный вентилятор, тональный шум, аэроакустика
Ключевые слова: биротативный вентилятор, тональный шум, аэроакустика
Представлены результаты двух экспериментов по проверке постулата изотропии при сложном нагружении алюминиевого сплава В95, чувствительного к виду напряженного состояния. Испытания проведены с помощью экспериментального комплекса СН-ЭВМ на тонкостенных трубчатых образцах при деформировании по двузвенным ломаным траекториям с углом излома 135°. Программы экспериментов реализованы в девиаторной плоскости Э1–Э3 при комбинированном действии в образцах продольной силы и крутящего момента (Р–М-опыты, жесткое нагружение). Исследованы скалярные и векторные свойства сплава В95.
Ключевые слова: пластичность, сложное нагружение, постулат изотропии, скалярные свойства материала, векторные свойства материала, эксперимент, траектория деформирования, сплав В95
Ключевые слова: пластичность, сложное нагружение, постулат изотропии, скалярные свойства материала, векторные свойства материала, эксперимент, траектория деформирования, сплав В95
Авторы Зубчанинов В.Г., Гультяев В.И., Алексеев A.A., Саврасов И.А., Субботин С.Л., Гараников В.В.
Скачать: файл
Описаны преимущества и недостатки криогенных и газокомпозитных топлив по сравнению с углеводородными. Представлен опыт использования криогенных топлив в авиационных ГТД и наземных ГТУ отечественными и зарубежными предприятиями. Освещены особенности конструкций летательных аппаратов и силовых установок, работающих на криогенном топливе, которые необходимо учитывать при их проектировании и эксплуатации. Показаны перспективы и положительные эффекты от поэтапного перехода энергетики на водородное топливо в будущем.
Ключевые слова: газотурбинный двигатель, криогенное топливо, метановодородная смесь, эмиссия
Ключевые слова: газотурбинный двигатель, криогенное топливо, метановодородная смесь, эмиссия
Рассмотрены тенденции развития дозвуковой реактивной авиации, связанные с применением синтетических углеводородных авиационных топлив в контексте проблемы декарбонизации воздушного транспорта. Представлен обзор технологий производства синтетических авиационных топлив, сертифицированных по стандарту ASTM D4054. Проанализированы некоторые аспекты применения синтетических авиационных топлив в ГТД. Дано обоснование необходимости всестороннего исследования характеристик горения синтетических топлив и построения моделей их суррогатов и реакционных кинетических моделей воспламенения и горения паров синтетических топлив в смесях с воздухом.
Ключевые слова: реактивная авиация, газотурбинный двигатель, альтернативное топливо, характеристики горения, модель горения, эмиссия
Ключевые слова: реактивная авиация, газотурбинный двигатель, альтернативное топливо, характеристики горения, модель горения, эмиссия
Авторы Савельев А.М., Савельева В.А., Кадочников И.Н., Козлов В.Е., Кострица С.А., Новаковский Д.В.
Скачать: файл
В статье кратко рассмотрены нормы ИКАО на эмиссию дыма и выбросы нелетучих твердых частиц (нлТЧ) авиационными турбореактивными двухконтурными двигателями. Дан сравнительный анализ норм на нлТЧ и дымление и рассмотрены различные формулы физической связи между концентрацией нлТЧ и параметром дымности SN. Рассмотрены экспериментальные данные об эмиссии нлТЧ и дымлении современных зарубежных двигателей и их соответствие нормам ИКАО. Проведен анализ влияния различных параметров на выбросы дыма современными двигателями. Рассмотрен вопрос о размере нлТЧ и дано предложение по функции распределения частиц по размерам.
Ключевые слова: эмиссия, нелетучие твердые частицы, дым, нормы ИКАО, размер частиц
Ключевые слова: эмиссия, нелетучие твердые частицы, дым, нормы ИКАО, размер частиц