Камеры сгорания
Камеры сгорания (КС) авиационных газотурбинных двигателей – одно из устройств, в максимальной степени определяющих совершенство всей машины. Современные КС авиационных двигателей разрабатываются в ходе кропотливого поиска оптимальных конструкций, их длительной опытной доводки. Создание малоэмиссионных камер сгорания – ключевая технология, определяющая экономические и экологические параметры современных ГТД. Отдел камер сгорания был создан в ЦИАМ 3 января 1948 г., причем возглавил его лично начальник института Т.М. Мелькумов. С тех пор это подразделение является одним из ведущих в отрасли. Основные направления исследований камер сгорания (КС) обусловлены современными тенденциями в создании новых газотурбинных двигателей с увеличенными термодинамическими параметрами и областью эксплуатации, улучшенными техническими и экологическими характеристиками.
Направления работ
Разработка схем камер сгорания
Для исследуемых в Центральном институте авиационного моторостроения двигателей (см. раздел «Двигатели авиационные») разрабатываются следующие схемы КС:- малоэмиссионные КС с двухзонным фронтовым модулем (ДФМ) и многоточечным фронтовым устройством (МФУ-Р) и распределенной подачей топлива для снижения эмиссии оксидов азота на 45% и 60…80% относительно норм ИКАО 2008 г.;
- укороченная КС, интегрированная (КСИ) с компрессором и турбиной, с улучшенными весовыми и экологическими характеристиками;
- КС с двухъярусным многофорсуночным фронтовым устройством (МФМ-Д) для силовой установки сверхзвукового пассажирского самолета;
- наклонная КС с уменьшенными весовыми и габаритными характеристиками для перспективных малоразмерных ГТД.
Разработка камер сгорания
Разработка новых КС выполняется на базе комплекса расчетных и экспериментальных исследований и состоит из таких этапов, как:- формирование облика КС и ее элементов;
- создание экспериментальных моделей и отсеков разных вариантов КС и ее элементов;
- испытания моделей и отсеков КС в земных и высотных условиях;
- оптимизация конструкции КС и элементов на базе проведенных расчетных и экспериментальных исследований;
- проектирование полноразмерных КС;
- испытание полноразмерных КС в широком диапазоне эксплуатационных условий перспективных ГТД с использованием уникальной экспериментальной базы института (см. раздел «Испытания»);
- уточнение конструкторско-технологической документации по результатам проведенных испытаний.
Модернизация
Модернизация КС эксплуатируемых ГТД, проводимая в тесном взаимодействии с проектными и производственными предприятиями авиационной отрасли, включает следующие направления:- анализ работоспособности КС в условиях эксплуатации ГТД;
- техническую экспертизу проектов модернизации КС;
- разработку и расчетно-экспериментальное обоснование рекомендаций по совершенствованию конструкции КС с учетом планируемых технических и экологических требований.
Фундаментальные исследования
Проведение фундаментальных исследований физических процессов необходимо для создания новых КС перспективных ГТД. Основные направления проводимых работ:- разработка математических моделей рабочего процесса в КС с учетом закрутки, нестационарности и двухфазности потока;
- разработка новых методов измерения характеристик течения, распыла и горения топлива;
- экспериментальные исследования процессов воспламенения, стабилизации и горения топлива в расширенном диапазоне эксплуатационных условий перспективных ГТД;
- исследования характеристик сжигания топлива разного фракционного состава, включая альтернативные виды (не нефтяные);
- расчетно-экспериментальные исследования экономичных систем охлаждения жаровых труб КС с использованием новых материалов и теплозащитных покрытий (ТЗП).
- Фундаментальные исследования применительно к КС отражены также в разделе «Газовая динамика».
Математическое моделирование
3D-расчеты с использованием специализированных (разработанных в институте) и стандартных коммерческих программ позволяют определить следующие характеристики КС:- эффективность (полноту) сжигания топлива;
- потери полного давления;
- поля температуры газов на выходе КС;
- эмиссию вредных веществ;
- устойчивость процесса горения топлива;
- характеристики распыливания топлива;
- пространственные распределения скорости, температуры и состава в КС;
- тепловые потоки и напряженно-деформированное состояние жаровой трубы КС.